Французский инженер «Волгоград Арены» — об уникальности проекта и своей жизни в России

Дата публикации

18 июля 2017

Источник

tass.ru

Французский инженер «Волгоград Арены» — об уникальности проекта и своей жизни в России Марк Гонтье | © Пресс-служба компании «Стройтрансгаз»

Марк Гонтье работает в России уже около полугода. За это время он понял особую коммуникативную функцию русской бани, масштабы местной бюрократии и оценил способность страны принять чемпионат мира

«Волгоград Арена» — это потрясающий и совершенно особенный стадион, расположенный в историческом месте, считает французский инженер Марк Гонтье. «Рядом Мамаев курган, и когда смотришь, возникает ощущение, что скульптура «Родина-мать» оберегает арену, как бы покровительствует ей, возвышаясь на фоне стадиона. Это вызывает особую гордость у волгоградцев и впечатляет иностранцев».

Гонтье работает в парижской компании Freyssinet, которая занимается шеф-монтажом вантовой системы кровли на стадионе. Компания в разное время участвовала в возведении семи стадионов, и в пяти проектах Гонтье работал лично: в Индии, Турции, Иране и России. «Архитектура, техническая сторона стадиона меня привлекает намного больше, чем футбольная. Я не болельщик, а на стройках подрабатывал уже с 12-13 лет», — рассказывает специалист.

Волга, стадион и Мамаев курган

В 2016 году специалисты французской компании были приглашены в Волгоград генподрядчиком строительства АО «Стройтрансгаз», поскольку такая система кровли на российских стадионах применяется впервые.

«Волгоград Арена» — стадион из ажурных конструкций со сложной вантовой крышей | © Пресс-служба компании «Стройтрансгаз»

«Конечно, все стадионы отличаются друг от друга. «Волгоград Арена» лично для меня особенный, он не имеет аналогов в мире. Он настолько выделяется из большинства стадионов, что его сложно перепутать с каким-либо другим, если увидишь хоть однажды», — говорит Гонтье.

Инженер считает, что из 12 стадионов, которые примут матчи ЧМ-2018 в России, волгоградский точно войдет в тройку лидеров: «Не только я, но и все коллеги, которые приехали со мной, очень высоко оценивают и масштаб, и архитектуру «Волгоград Арены».

По словам Гонтье, особый шарм стадиону придает то, что совсем рядом одна из крупнейших рек в Европе — Волга: «Особенно красиво он смотрится, когда видно и Волгу, и стадион, и Мамаев курган». «Уверен, гости ЧМ-2018, которые приедут в Волгоград следующим летом, это по достоинству оценят», — считает французский инженер.

«Большой подъем»

«Насколько мне известно, у волгоградского стадиона самая большая вантовая кровля в России. А лично для меня — это своеобразный вызов: чем сложнее проект, тем интереснее над ним работать», — говорит Гонтье. По его словам, футбольная индустрия вышла на такой этап, когда все клубы хотят стадион с крышей для комфорта своих зрителей.

Стадион будет вмещать 45 тысяч зрителей | © Пресс-служба компании «Стройтрансгаз»

Крыша на многих современных стадионах делается при помощи тросов — прочных стальных канатов. Но если раньше использовались подвесные системы, закрепленные на высокие опоры, как вантовые мосты, а для монтажа такой крыши нужно было использовать громоздкие конструкции и собирать ее на высоте (такая система использована на новом стадионе в Ростове-на-Дону), то сейчас появились технологии, с помощью которых можно поднимать крышу в проектное положение целиком и без опор. «Мы называем это biglift — «большой подъем». Его мы и сделали на «Волгоград Арене», — рассказал Гонтье.

Для натяжения тросов из Франции привезли 90 домкратов трех видов, которые спроектированы и запатентованы этой компанией. 88 подъемных устройств и еще два запасных смонтированы по окружности стадиона. Они постепенно поднимают вантовую систему кровли на высоту почти 50 метров. Контролируют процесс и управляют им специалисты при помощи компьютерного оборудования. На каждом этапе проводится геодезический контроль, математические расчеты и 3D-моделирование нагрузок на отдельные узлы.


«Волгоград-Арена»

Строится к Чемпионату мира по футболу 2018 года на месте демонтированного Центрального стадиона, между Мамаевым курганом и правым берегом Волги. Вместимость — 45 тысяч мест. Стоимость арены — 16,2 млрд рублей, срок окончания строительства — ноябрь 2017 года. После чемпионата мира станет базой для местного футбольного клуба «Ротор-Волгоград».

«Благодаря этому «большой подъем» в Волгограде прошел очень гладко. Я бы сказал даже — слишком гладко для такого сложного проекта», — улыбается Гонтье.

«Был один случай на «Волгоград Арене»: в январе вышла из строя одна из шестеренок механизма для раскладки вант. Представьте, в 8 утра в субботу мне сообщают о поломке, я звоню в Турцию, где у нашей компании есть такие детали. В тот же день ближайшим рейсом отправляю туда своего помощника. Деталь ему подвозят прямо в аэропорт. Следующим утром он через Москву возвращается в Волгоград, и в полдень шестеренка стоит на своем месте, и работа продолжилась как ни в чем не бывало», — рассказал французский инженер.

«Адская» смесь языков на стройке

В волгоградской команде у Марка Гонтье 25 специалистов из 10 стран: Франции, Германии, Польши, Таиланда, Кипра и некоторых других. На монтаже кровли работает также около 80 россиян.

«Мы уже 10 месяцев в Волгограде и очень хорошо сработались и с представителями генподрядчика, и с его субподрядчиками. Если послушать со стороны, порой наш разговор представляет собой адскую смесь из всех возможных языков, но при этом все друг друга понимают. Конечно, есть у нас и переводчик, но многие мои коллеги уже в какой-то степени научились разговаривать по-русски. Я тоже начал учить русский — не могу сильно похвастаться успехами, это сложный язык», — сказал Гонтье.

Организация стройки и условия для работы произвели хорошее впечатление на французского специалиста. В то же время его удивило обилие документов, «всяких бумаг». «Мы должны решать технические проблемы, и у нас нет секретариата для работы с таким количеством бумаг. С подобным объемом документооборота я сталкивался в Румынии, в некоторых других странах. Но в принципе все решается, мне помогают и с этим справиться. Повторюсь, люди здесь очень приветливые, внимательные, все задачи мы выполняем вместе, уверен в нашем общем успехе», — подчеркнул Гонтье.

Прочность по-русски

По словам французского инженера, ему самому, как и его конструкциям, пришлось пройти в России испытание на прочность. «Я никогда не мог представить себе, какую роль для налаживания взаимоотношений между людьми играет баня. Мне никогда не приходилось нырять в прорубь после парилки. Но вот зимой мы с коллегами ездили в баню, и там мне впервые в жизни пришлось окунуться в ледяную воду. Нет, для меня это не проблема, но я не очень понимал, зачем это нужно. А чтобы продемонстрировать, что я являюсь членом одной команды, я это сделал, и успешно прошел испытание», — говорит Гонтье.

Большей частью французский инженер погружен в стройку, и такие вылазки в российскую действительность ему удаются редко. Однако 9 мая в колонне «Бессмертного полка» Гонтье поднялся на Мамаев курган. «Впечатления непередаваемые, — говорит он. — Это потрясающее до глубины души шествие, единение поколений. Признаюсь, в какой-то момент я почувствовал себя частью вашего народа. Здесь, как нигде, ощущаешь масштаб подвига советских солдат. О Сталинграде хорошо знают во Франции и во всем мире».

В мае волгоградских ветеранов пригласили посмотреть, как идет строительство стадиона | © Пресс-служба компании «Стройтрансгаз»

Специалист не уверен, удастся ли ему снова когда-либо побывать в Волгограде. «На следующее лето, когда на «Волгоград Арене» будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу, я, скорее всего, буду на другой стройке — возможно, на другом конце Земли. Специально на футбол я не поеду, я не болельщик, а архитектор, инженер. Но Волгоград я никогда не забуду и всем буду рассказывать об этом городе».

Матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года пройдут с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Калининграде, Волгограде, Екатеринбурге, Самаре, Сочи и Ростове-на-Дону. В Волгограде пройдут четыре матча группового этапа.

Игорь Каленич