18 Июня 2021

Эксперт по организации общестроительных работ ООО «СТГ-Восток»: «Культурно-образовательный комплекс на острове Русском украсят уникальными дальневосточными растениями»

Проект

Строительство кампуса лучших культурных образовательных учреждений России продолжает на Русском острове компания «Стройтрансгаз». Эксперт по организации общестроительных работ Александр Мещерский рассказал о жизни во Владивостоке, подготовке к сезону тайфунов и планах по озеленению территории культурно-образовательного комплекса к началу учебного года.

– Александр Афанасьевич, Владивосток – крайняя юго-восточная точка России и геополитический форпост страны в Азии. К возможности поработать здесь отнеслись с энтузиазмом?

Можно сказать и так. Я хорошо помню день, когда узнал, что поеду во Владивосток. После завершения проекта на Соловецких островах, где мы реконструировали взлетно-посадочную полосу, на межвахте мне позвонил руководитель и сказал, что мы опять едем на остров, но не уточнил на какой. Варианта было два – либо в Калининград, либо на Русский остров. И я почему-то сразу понял, что поедем именно во Владивосток.

Откровенно говоря, в первое время больше хотелось в Калининград – он поближе к дому. Но, в то же время, много хорошего слышал про Владивосток от знакомых, которые здесь бывали, поэтому назначение воспринял с интересом.

– Ваш быт сильно изменился по сравнению с жизнью на Соловецких островах?

– После Соловков Русский остров – это центр цивилизации (смеется). Там вокруг было только море, 300 километров самолетом до Архангельска. А здесь – город в нескольких минутах езды, да и условия бытовые лучше. Живем в кампусе Дальневосточного федерального университета, в корпусе №1, который был построен к саммиту АТЭС в 2012 году. Можно сказать, что после турбаз, на территории которых нам приходилось жить на некоторых объектах, условия люксовые. Да и красиво здесь очень – море, скалы, природа.

В кампусе жизнь кипит, постоянно вокруг много студентов, недавно еще и спортсмены приехали, которые участвовали в чемпионате мира по Го (международный турнир, прошедший во Владивостоке с 3 по 9 июня, собрал любителей древнейшей интеллектуальной игры мира из 57 стран и регионов. Чемпионат мира по Го впервые в истории прошел за пределами стран Азии, – прим. Авт.). Сидели в фойе, двигали фишки, тренировались. В детстве я тоже, кстати, пытался играть в Го, но как-то не сложилось. И вот теперь снова с этой игрой соприкоснулся.

– Время погулять по знаменитой набережной ДВФУ находится?

– К сожалению, выбраться удается не так часто. Рабочий день на строительной площадке заканчивается в 8 вечера, потом двухкилометровая пешая прогулка до корпуса, и пора отдыхать. А вот ребята, кто помоложе, конечно, гуляют по территории, ходят в тренажерный зал, расположенный прямо в корпусе.

В чем специфика работы в отдаленных от столицы регионах? Разница в часовых поясах сильно влияет на рабочий процесс? Или с логистикой проблемы?

– С точки зрения логистики у «Стройтрансгаза» проблем никогда не было – работаем хорошо, даже на Соловках не ощущали какого-то дефицита. С обслуживанием техники не было проблем, с поставкой материалов, даже если что-то по мелочам. А здесь вообще все магазины рядом, все есть.

По часовым поясам разве что нужно ждать до 4 часов вечера, чтобы пообщаться с офисом. В целом, никаких трудностей это не создает.

Стала ли сюрпризом погода? В прошлом ноябре Владивосток оказался под ударом ледяного шторма и Русский остров фактически оказался на осадном положении. Вас тогда здесь еще не было, коллеги рассказывали что-то?

Чтобы понять масштаб, достаточно увидеть последствия – поломанные деревья и так далее.

В целом, погодные условия если чем и отличаются, то не сильно. Я из Волгограда, диапазон температур там очень широкий – от минус 30 градусов до плюс 40. Поэтому привычен практически к любой погоде.

Вскоре начнется сезон тайфунов. Готовитесь к нему как-то специально, взвешиваете риски?

Коллеги тайфунами «пугают», конечно, и есть определенные опасения, как бы погодные условия не повлияли на темпы строительства. Стараемся вести работы так, чтобы предотвратить любые размывания дождями. Если происходит выемка, тут же закрываем, засыпаем и уплотняем. Все, как положено по технологии. От форс-мажоров никуда не уйдешь, но мы предпринимаем все усилия, чтобы они оказали наименьшее влияние. Главное успеть до твердых покрытий все сделать.

На строительной площадке «СТГ-Восток» на Русском острове Вы отвечаете за организацию работ по благоустройству. Какие приоритетные задачи решаете сейчас?

– Благоустройство включает в себя вертикальную планировку территории, устройство дорог и площадок, а также озеленение. Сейчас мы ведем работы по организации рельефа и устройству основания под дорожные одежды в образовательной и жилой зоне. Толщина дорожной одежды будет составлять 710 миллиметров песка, щебня и асфальта – этого достаточно для обеспечения проезда машин с нагрузкой по 16 тонн на каждую ось. Общая площадь дорог превысит 40 тысяч квадратных метров.

Помимо этого, идут работы по формированию рельефа откосной части выше подпорной стенки. До начала наших работ здесь была бесформенная гора, а теперь – три месяца спустя – на ней уже сформированы откосы и террасы для организованного водоотведения.

– Условия работы на Русском острове чем-то отличаются от тех, с которыми Вы встречались прежде?

– Самая очевидная особенность – отсутствие материкового грунта. Фактически вся площадка находится на насыпном техногенном грунте, что создает определенные трудности при устройстве основания под дорожные одежды и прокладке инженерных коммуникаций. Приходится производить замещение непригодного грунта на песчано-гравийную смесь, а при больших объемах –на скальный грунт.

– Вы упоминали, что планируются и работы по озеленению территории.

– В ближайшее время должен начаться комплекс работ по устройству асфальтобетонного покрытия, включающего в себя монтаж бордюрного камня, песчаного и щебеночного основания. Параллельно начнутся работы по устройству почвенно-растительного слоя для озеленения. Для озеленения проектом предусмотрены в основном, специфические районированные растения – сорта, являющиеся визитной карточкой Дальнего Востока и Приморского края. Это, к примеру, ели аянские, дальневосточные березы, даурский и виргинский можжевельник, лиственные кустарники, такие как клен ложнозибольдов и сирень вольфа, а также живые изгороди из белой амурской сирени и белого дерена. Площадь покрытия газоном превысит 60 тысяч квадратных метров – это в восемь с половиной раз больше площади газона на футбольном поле стадиона Лужники в Москве.

– Еще одна задача, которую Вы решаете на строительной площадке культурно-образовательного комплекса – подключение объектов к внешним инженерным сетям. На какой стадии эти работы?

– В данный момент основной упор идет на теплосети. Ведется прокладка внутриплощадочных сетей теплотрассы, подготовка места врезки в действующую тепловую сеть.

Выполнены основные сети хозбытовой и ливневой канализации, заканчиваются строительно-монтажные работы на резервуаре-накопителе ливневых стоков и очистных сооружений, где будет происходить очистка воды от нефтепродуктов, от твердых включений, а также ультрафиолетовая обработка.

– Что-то осложняет ведение работ?

– В районе очистных сооружений при прокладке инженерных сетей был участок трассы с монолитной скальной породой. Пришлось ее рубить, это значительно осложнило работу. Однако с этой задачей мы успешно справились.  В целом, могу отметить, что для решения поставленных задач качественно и в срок мы полностью обеспечены материальными ресурсами, автомобильной и тракторной техникой.

С какими самыми сложными условиями Вам в принципе приходилось сталкиваться за годы работы в строительной отрасли?

– На болотах строить тяжело. Технические решения, конечно, есть, но проблемы начинаются с логистикой – передвижением по площадке, доставкой материалов. Если магистральные трубопроводы тянут, выполнять такие работы там можно только зимой. А когда ведется капитальное строительство, наоборот, приходится летом делать.

На Русском острове в этом плане очень хорошо. С логистикой так вообще никаких проблем – ни болота, ни глины здесь нет, очень легко делать временные проезды.

Трудности закаляют, вынуждают искать нетривиальные способы решения проблем?

Главное, что наживается опыт. Решаешь проблемы уже зная, как это нужно делать. Надо находить решение, использовать то, что есть, и делать.

В болотистых условиях, например, для засыпки выемки мы использовали подручный материал – поваленный лес. Очень эффективно было. В другом месте было наоборот - площадку заливало водой, глина размачивалась и вся техника останавливалась. Приходилось после каждого дождя верхний слой снимать, пока до сухой земли не дойдешь. Сроки-то никто не отменяет.

Касаемо самого проекта культурно-образовательного комплекса, есть ощущение, что причастны к чему-то большому, помогаете распространить влияние российской культуры в новые регионы, в том числе за пределы страны?

– Конечно, все мы здесь понимаем, что делаем хорошее дело. Такие объекты не каждый год строятся – у сотен, у тысяч детей появится шанс попасть в лучшие культурные учреждения страны и учиться при этом неподалеку от своего дома. А вслед за появлением квалифицированных кадров и общий уровень культуры поднимется, хотя во Владивостоке он и без того очень высок.

– Как профессионал, глядя на проект культурно-образовательного комплекса, какие особенности Вы бы отметили?

– Архитектура потрясающая. Фасады академии хореографии, образовательной школы, контрольно-пропускного пункта – всей образовательной зоны. Все здесь очень продуманно и сделано специально для детей, для будущих учеников. Много спортивных площадок с прорезиненным покрытием, бассейн, спортивный зал большой. И важное преимущество, что в плохую погоду можно вообще не выходить на улицу – все корпуса соединены между собой воздушными переходами. Никакой дождь не будет страшен.

– Для Вас персонально строительство этого комплекса станет особенной страничкой в воспоминаниях?

– Самый главный свой объект я уже построил – это стадион в моем родном городе Волгограде к Чемпионату мира по футболу. Монументальное сооружение, очень интересный проект был, участвовал в строительстве от самого начала до конца. Очень им горжусь – даже на футбол сходил, хоть не особо его и люблю. Стадион очень красивый, волгоградцы его любят. Уверен, что жители Владивостока так же будут дорожить культурно-образовательным комплексом. Это будет выдающийся объект, который на долгие годы станет сердцем культурной жизни на Дальнем Востоке.

Напомним, Группа компаний «Стройтрансгаз» ведет строительство культурно-образовательных комплексов во Владивостоке и еще в трех городах России по заказу Фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» по поручению Президента России Владимира Путина. Во Владивостоке масштабный культурный кластер расположится на двух площадках.

На острове Русский строится образовательный комплекс, общая площадь застройки которого составляет более 90 тысяч квадратных метров. Он объединит в себе образовательный центр на 550 мест со столовой и бассейном, филиал Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Хореографическую академию – филиал Московской государственной академии хореографии. Здания учебных корпусов и интернатов для учащихся будут соединены между собой теплыми «воздушными» переходами.

Также на этой площадке возводятся общежитие на 150 мест, два интерната для учащихся образовательных учреждений и три многоквартирных дома для преподавателей и артистов.

На улице Аксаковской «СТГ-Восток» построит масштабный музейный и театральный центр. Здесь разместятся филиалы крупнейших музеев страны – Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, а также филиал Мариинского театра.

Строительство всех зданий ведется с учетом частых температурных колебаний, угрозы цунами и возможных сейсмических колебаний, которым периодически бывает подвержен регион.

По словам Президента России Владимира Путина, новый центр культурного развития во Владивостоке будет духовным центром роста и одним из очагов российской многонациональной культуры.

Новости проектов

7 Октября 2021

Градостроительный совет Приморья одобрил концепцию театрально-образовательного комплекса во Владивостоке

21 Сентября 2021

Культурный кластер в Калининграде: испытание свай в Большом театре и парадная лестница Третьяковской галереи

21 Сентября 2021

Гарант качества

Все новости проекта