Россия  / Ростовская область

Строительство 2-го этапа (основной период) Багаевского гидроузла на р. Дон

Заказчик:  Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» от лица Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот)
Исполнитель:   АО «Стройтрансгаз»
Сроки проекта:  2021-2024 ГГ.
Медиа галерея:

Генеральным подрядчиком строительства 2-го этапа Багаевского гидроузла на реке Дон стал АО «Стройтрансгаз». Заказчиком работ выступило Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» от лица Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Цена контракта составила 27, 9 млрд рублей. Завершить работы запланировано до конца 2024 года.

Багаевский гидроузел в районе хутора Арпачин — один из крупнейших объектов транспортной инфраструктуры, строящихся сегодня в Ростовской области. Проект призван решить проблему обмеления Дона: после реализации проекта пропускная способность внутренних водных путей должна увеличиться на 19 млн т.

Реализация проекта позволит обеспечить безопасное судоходство на Нижнем Дону, как водному пути международного значения, создаст современную и эффективную транспортную инфраструктуру, обеспечит ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике. Также строительство Багаевского гидроузла поможет повысить конкурентоспособность грузовых перевозок внутренним водным транспортом, ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузовых и пассажирских потоков на р. Дон и устранить потери провозной способности флота.

Основным функциональным назначением Багаевского гидроузла является обеспечение требуемых габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на проблемном участке и порогах камер шлюза Кочетовского гидроузла. Кроме того, Багаевское водохранилище может быть использовано в целях рыбного хозяйства, коммунально-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.

Исходя из взаимного расположения объектов 2-го этапа, для обеспечения эффективного начала строительно-монтажных работ предусмотрено одновременно возводить объекты, как в створе гидроузла, так и в зоне водохранилища.

В створе гидроузла будут выполнены работы по строительству судоходного шлюза, верхнего и нижнего подходного канала с причально-направяющими сооружениями, водосбросной плотины, рыбопропускного шлюза, земляной плотины, рыбоходно-нерестового канала, поселка эксплуатационников, подъездной дороги, объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения, водозабора, насосной станции и центрального пункта управления. На территории Багаевского водохранилища будут построены дамбы инженерной защиты территорий, участки берегоукрепления и участки спрямления русла, Аксайский водосброс–регулятор. А также выполнено дноуглубление в зоне водохранилища и на участке нижнего бьефа.

Отметим, что АО «Стройтрансгаз» в 2020 году завершил работы по строительству объектов 1-го (подготовительного) этапа Багаевского гидроузла. В рамках реализации проекта выполнено строительство судоходной прорези для переноса судового хода на период работ (дноуглубление прорези до глубины 4 м, объем дноуглубления - около 1,7 млн куб. м), ЛЭП для энергоснабжения строительного городка. Также специалисты возвели причал строительной базы и сформировали намывные участки, на которых будут размещены административные здания и сооружения будущего гидроузла. Для реализации этих целей был использован грунт, полученный в рамках производимых дноуглубительных работ.

В европейской части России основной воднотранспортной артерией является не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км, по водным путям которой перевозится более 70% от общего объема речных перевозок, проходят основные экспортно-импортные грузопотоки. Она связывает Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря.

Однако наличие лимитирующих участков - «узких мест» на ЕГС, не позволяет в полной мере использовать ее огромный потенциал. Одним из критически лимитирующих участков, существенно ограничивающих пропускную способность, является участок на р. Дон от Кочетовского гидроузла до г. Аксай (3121 км судового хода по атласу ЕГС).

Для решения этой проблемы Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России» предусмотрено построить Багаевский гидроузел. Его строительство является завершающим этапом реализации схемы комплексного водохозяйственного регулирования водных ресурсов бассейна р. Дон.

Новости проекта

22 Октября 2021

АО «Стройтрансгаз» заключило государственный контракт на строительство объектов 2-го этапа Багаевского гидроузла

Все новости проекта Все новости
Подробнее о направлении деятельности