Ход работ 2-го (основного) этапа строительства Багаевского гидроузла

Ход работ 2-го (основного) этапа строительства Багаевского гидроузла

Строительство крупнейшего гидроузла на реке Дон в Ростовской области ведет ГК «Стройтрансгаз». Реализация проекта позволит решить проблему обмеления Дона и увеличить пропускную способность внутренних водных путей на 19 млн тонн В настоящее время на участке 2-го этапа строительства ведутся подготовительные работы.

Заказчик работ - ФКУ «Ространсмодернизация». Завершить работы запланировано к концу 2024 года. Для обеспечения производства основных работ на объекте создается дирекция, формируется штат. В пик производительности на объектах масштабного строительства гидроузла будет задействовано порядка 1300 человек ежедневно.

Вопрос строительства Багаевского гидроузла находится на особом контроле у руководства страны. Важность объекта трудно переоценить.

«Совет Федерации сопровождает мероприятия по оздоровлению Дона. Это очень важные проекты для экологического благополучия и устойчивого развития 15 регионов страны. Поэтому сенаторы взяли их реализацию на жесткий контроль. Работаем в партнерстве с Правительством и субъектами Федерации на всех этапах – от выделения финансирования до погружения вошедших в «дорожную карту» проектов в соответствующие государственные программы и их осуществления», — сказал первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Владимирович Яцкин.

«Мы понимаем, что это решает глобальные проблемы. Это вопросы судоходства с учетом понижения уровня. Вторая проблема тоже немаловажная. Это питьевая вода для жителей донского региона. Поэтому мы заходим на второй этап строительства. Уже проведен аукцион и заключены контракты», - сообщил заместитель губернатора Ростовской области - министр транспорта Владимир Окунев.

На фото: площадка вспомогательных сооружений
На фото: мобилизация флота
На фото: снятие плодородного слоя на правом берегу

Работы ведутся на правом берегу Дона. Рабочие прокладывают временную подъездную дорогу: снимают растительный слой, устраивают прослойку из геотекстиля и слой земляного полотна. Помимо этого, идет снятие растительного слоя на площадке под складирование материалов и на участке обустройства котлована.

На всей территории строительства осуществляется вырубка деревьев и кустарников, выкорчевывание пней. В полном объеме завершен комплекс мероприятий по очистке суши острова и по акватории от взрывоопасных предметов. Стартовали работы по устройству перемычки основного котлована, а именно погружению шпунта. С помощью шпунтового ограждения будет образована подпорная стенка, которая будет препятствовать обрушению стен котлована.

Для выполнения работ на объекте мобилизованы техника и флот. Ежедневно на участке строительства работает свыше 30 единиц техники и порядка 35 рабочих. На площадках задействованы гусеничный кран, вибропогружатель, гидромолот, автокран, экскаваторы, самосвалы, бульдозеры и др. Речной флот перемещает технику на остров и правый берег 2 буксирами мощностью 300-700 л.с, использует баржу грузоподъемностью 350 тонн для установки на нее гусеничного крана и забивки шпунтовой перемычки через р.Дон, а также баржу грузоподъемностью 2000 тонн для транспортировки шпунта из Ростовского порта на объект строительства.

Проект призван обеспечить безопасное судоходство на Нижнем Дону как водному пути международного значения, создать современную и эффективную транспортную инфраструктуру, обеспечить ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике. Также строительство Багаевского гидроузла поможет повысить конкурентоспособность грузовых перевозок внутренним водным транспортом, ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузовых и пассажирских потоков на р. Дон и устранить потери провозной способности флота.

На фото: погружение шпунта перемычки котлована

Основным функциональным назначением Багаевского гидроузла является обеспечение требуемых габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на проблемном участке и порогах камер шлюза Кочетовского гидроузла. Кроме того, Багаевское водохранилище может быть использовано в целях рыбного хозяйства, коммунально-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.

В створе гидроузла будут выполнены работы по строительству судоходного шлюза, верхнего и нижнего подходного канала с причально-направяющими сооружениями, водосбросной плотины, рыбопропускного шлюза, земляной плотины, рыбоходно-нерестового канала, поселка эксплуатационников, подъездной дороги, объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения, водозабора, насосной станции и центрального пункта управления. На территории Багаевского водохранилища будут построены дамбы инженерной защиты территорий, участки берегоукрепления и участки спрямления русла, Аксайский водосброс–регулятор. А также выполнено дноуглубление в зоне водохранилища и на участке нижнего бьефа.

Строительство Багаевского гидроузла станет завершающим этапом реализации схемы комплексного водохозяйственного регулирования водных ресурсов бассейна р. Дон. Работы ведутся в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы России».