Дата публикации

31 июля 2020

Внедрение искусственного интеллекта в сферу строительства

На этой неделе состоялся Круглый стол на тему применения экспериментального правового режима ИИ (искусственного интеллекта) в сфере строительства, организованный Департаментом Предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Агентством Инноваций города Москвы.

В стратегической сессии принимали участие представители Правительства Москвы: Министр Правительства Москвы и руководитель Департамента информационных технологий Э.А. Лысенко, руководитель Департамента строительства Москвы Р.Р. Загрудтинов, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития А.А. Фурсин и др.

В специальной секции «Меры поддержки отрасли с целью внедрения ИИ в строительстве» принял участие П.П. Федяев, директор по цифровому развитию и координации строительства АО «СТГ».

Целью Круглого стола было собрать и организовать экспертный диалог с московскими компаниями в области строительства и проектирования, вовлеченными в разработку и применение технологий в сфере ИИ, определить их потребности в правовых, финансовых и организационных инструментах для повышения эффективности применения экспериментального правового режима, который вводится в г. Москве с 1 июля согласно закону, подписанному Президентом РФ В.В.Путиным*.

Круг вопросов, которые обсудили на мероприятии – это выявление барьеров, препятствующих внедрению ИИ в сфере строительства, выявление проблем в части доступа участников доступа к данным, необходимым для обучения и функционирования ИИ, инфраструктуре для сбора и анализа, формулирование мер по устранению проблем, проекты внедрения, меры поддержки и многое другое.

Было представлено много интересных и информативных презентаций с готовыми решениями в сфере инновационных технологий в части внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в отрасль.

Спикеры от представителей Правительства Москвы в основном рассказывали про цифровизацию в столице, какие сервисы уже действуют (например, сервис «Умные ладошки»). Москва - один из глобальных городов-лидеров в сфере информационно-коммуникационных технологий. Главные моменты, на которых концентрируется строительный блок правительства Москвы: поддержка, развитие и внедрение ПО от отечественных вендоров и стоимость внедрения технологий.

Интересные факты:

  • Москва занимает 9 место в глобальном рейтинге инновационных экосистем Startup Blink;
  • Москва занимает 23 место среди 100 крупнейших ИТ-столиц мира в рейтинге Tholons Globalization Index 2019 (рост за год +16 позиций);
  • 74 московские компании входят в рейтинг крупнейших ИТ-компаний России СNEWS 100 (2019).

STRELKA КБ и Александр Каменев представили аналитический обзор о текущем состоянии и о тенденциях развития ИИ, а также о его возможном применении в строительстве, проанализировали эффекты от внедрения ИИ-технологий для города до строительства, во время и после строительства.

Спикер от Московского инновационного кластера (МИК)** удивил количеством мер поддержки для более чем 10 000 различных организаций, которые находятся в авангарде технологического развития.

Перед Павлом Федяевым стояла задача «сверить часы» по пониманию текущих технологий на рынке и понять возможность их применения в дальнейшем развитии ГК «Стройтрансгаз».

* С 1 июля 2020 года в Москве на пять лет вводится экспериментальный правовой режим в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта.

Для этого закон наделяет мэрию Москвы полномочиями определять в городе условия, требования и порядок разработки создания, внедрения и реализации отдельных технологий искусственного интеллекта, случаи и порядок использования результатов применения искусственного интеллекта, порядок и условия обработки участниками правового режима обезличенных персональных данных.

В разработке соответствующих правовых актов должен участвовать специальный координационный совет специального правового режима, в который по предложению правительства РФ включаются представители органов исполнительной власти.

Предлагаемые меры позволят определить сферы экономики и общественных отношений, в которых целесообразно внедрение искусственного интеллекта, установить, какие общие правовые нормы нужно скорректировать, а какие ввести впервые, а также какие именно изменения правового режима позволят добиться обеспечения технологического суверенитета в сфере искусственного интеллекта.

**МИК – коммуникационная площадка, созданная для внедрения инноваций и развития кооперации между крупными корпорациями, промышленностью, МСП, наукой, образовательными и научными организациями, институтами развития и городом.