Северный завоз: проблемы и решения для бизнеса

На фото: реконструированный участок Портового шоссе в Магадане

Одна из острых тем в сфере строительства в условиях Крайнего Севера – своевременная поставка материалов. С наступлением зимнего сезона завоз может прекратиться полностью, тем самым повлечь срыв сроков, указанных в контрактах. Решением данной проблемы может стать разработка нового законодательства о северном завозе.

Северный завоз — комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера жизненно важными товарами в преддверии зимы. Он осуществляется в местностях с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных на территории 25 регионов России. Основной объем завоза приходится на Якутию, Чукотку, Красноярский край и Магаданскую область. Важную роль в доставке грузов во многих регионах с северным завозом играет морской и речной транспорт, несмотря на то, что период навигации на севере ограничен иногда двумя неделями. Продовольствие, медикаменты, товары первой необходимости – то, чем государство должно обеспечивать около 3 млн человек, живущих в этих регионах.

Актуальна данная тема и для других стран. В международной практике северный завоз осуществляется в США штат Аляска, в Канаде и в Гренландии. Основными перевозчиками являются частные компании, расходы по перевозке берет на себя заказчик, которым выступает государство. Доставка товаров производится чаще всего водным транспортом, реже воздушным.

С осени прошлого года крупнейшие порты Дальнего Востока оказались загружены сверх меры из-за беспрецедентного притока контейнеров из Китая. В итоге осенью поставки грузов для регионов Северо-Востока выбились из графиков. Магаданская область пострадала в меньшей степени, однако несвоевременный подвоз стройматериалов приостановил многие региональные стройки.

pic03396.jpg

В настоящее время Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ ведет разработку нового законодательства о северном завозе. «Министерство по поручению заместителя Председателя Правительства Юрия Трутнева готовит сейчас целостную систему, которая описывает, что такое северный завоз, кто ее участники, какие приоритеты должны быть во фрахте судов, в отправке грузов. И, что очень важно, какими институтами система должна управляться», – рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

ГК «Стройтрансгаз» - диверсифицированная строительная компания. Широкая география портфеля проектов позволила накопить положительный опыт работы как в России, так и за рубежом. Для того чтобы качественно и в срок выполнять работы на своих объектах, компания очень внимательно относится к предлагаемым законопроектам и изменениям в строительной отрасли.

Сотрудники группы компаний «Стройтрансгаз» очень неравнодушны к острым темам своего региона. Занимая активную гражданскую позицию, они лоббируют различные законопроекты, направленные на улучшение качества их работы. Принимая во внимание возможные выгоды от принятия решений органами власти, наши сотрудники встречаются с представителями администраций, депутатами и губернаторами. Общими усилиями, продвигая свои интересы, интересы компании и региона, достигается результат: увеличение производительности, отсутствие зависимости от негативных факторов, работа на опережение, своевременные поставки и, безусловно, улучшение качества жизни.

Главное – не быть равнодушным!

DYvarov.jpg

На фото: главный инженер по гидротехническому строительству в Магаданской области ГК «Стройтрансгаз» Дмитрий Уваров.


Главный инженер по гидротехническому строительству в Магаданской области ГК «Стройтрансгаз» Дмитрий Уваров высказался в поддержку восстановления программы северного завоза. В Магаданской области компанией реализуется ряд крупных проектов по реконструкции дорожной сети, а также благоустройству и укреплению Магаданской набережной и Портового шоссе.

Дмитрий, расскажите, какие выгоды принесет принятие закона? В чем его важность для строительной отрасли?

К идее нового закона о северном завозе, равно как и создания для этого специальной компании, мы, конечно, относимся положительно. В этом году мы планируем начать работы по берегоукреплению в сторону Марчекана – до нынешней инфекционной больницы. Этот проект полностью зависит от логистики. Это 2 километра береговой линии, почти в шесть раз больше, чем на Портовом шоссе, 2 тысячи свай - только на переднюю стенку. На Дальнем Востоке необходимые сваи не производят, и их привезут из Центральных районов страны или из Югры. Мы верим в этот проект, поэтому мы очень заинтересованы в укреплении путей сообщения.

Какие последствия влечет за собой несвоевременная поставка? Какие трудности приходится преодолевать?

Нас принципиально интересует вопрос своевременной доставки техники и стройматериалов. В прошлом году, примерно с сентября, мы столкнулись с задержками по несколько недель. Это не сказалось на работе по берегоукреплению в районе Портового шоссе, но работы на ряде мостов в регионе были отсрочены и частично перешли на 2022 год.

Сложный регион в логистическом смысле требует соответствующего подхода со стороны как регионального, так и федерального правительства. Суровые климатические условия не позволяют производить строительно-монтажные работы в круглогодичном периоде, что многократно увеличивает зависимость от своевременных поставок. Проблемы, с которыми столкнулась компания, связаны с невозможностью обеспечить все необходимые заявки по перевозкам в порту Владивостока. Это привело к необходимости работать в периоды с пониженными температурами, и, соответственно, к дополнительным затратам и простоям.

с губернатором.jpg

На фото: Дмитрий Уваров сопровождает Губернатора Магаданской области Сергея Носова на открытии движения по Портовому шоссе

Производится ли строительная техника и материалы в Магаданской области? Или указанные ресурсы полностью зависят от поставок из других регионов?

Практически все строительные материалы завозятся в регион морским транспортом, за исключением ряда инертных материалов (песок, щебень) и песчано-гравийной смеси. Для успешной реализации государственных контрактов по строительству автодорог и мостов на территории Магаданской области необходимо бесперебойное снабжение строительными материалами (сборный железобетон, металлоконструкции, гофрированнные водопропускные трубы, цемент для приготовления бетона, барьерное ограждение), а также современной специализированной строительной и дорожной техники (сваебойные агрегаты, буровые установки, грейдеры и т.д.) отсутствующие в регионе.

В чем сложность работы в Магаданской области, на Крайнем Севере?

Суровые климатические условия приводят к значительному износу техники, поэтому для выполнения производственных задач преимущественно привлекается новая техника. Ведь специфика производимых работ заключается в том, что они проводятся на открытом воздухе. В зимний период температура воздуха может достигать -60 °С, вследствие чего работа становится сезонной. Исключение составляют буровые работы и погружение свай в основание конструктива. Работа буровых и сваебойных установок при низких температурах требует повышенных затрат на оплату труда, а главное, на амортизацию техники и ее долгосрочный ремонт в связи с отсутствием запчастей в Магаданской области.

Как обстоят дела с рабочими профессиями, достаточно ли рабочей силы? Сколько сотрудников работает в дирекции? Сколько под Вашим руководством?

В нашей Дирекции плановая численность персонала - 15 человек инженерно-технических сотрудников. Под нашим руководством трудится три основных крупных субподрядчика, одна из которых - местная региональная компания. В разгар строительного сезона - при реализации проектов по берегоукреплению бухты Нагаева и мостов в области - численность персонала в совокупности составляла около 200 человек, и было задействовано более 30 единиц техники.
Рабочей силы у нас недостает. Практически весь персонал, в первую очередь квалифицированный, мобилизован с регионов России.

Внедряете ли у себя на проекте производственную систему? Какие результаты?

Да. Производственная система несомненно положительно повлияет на оперативность управления и координацию строительными процессами.

От себя хочу добавить, что под руководством губернатора Сергея Носова Магаданская область получила значительный толчок в развитии, серьезные вложения в строительную отрасль и привлечение новых инвесторов. Новые амбициозные проекты требуют новых управленческих решений для их реализации.

Несмотря ни на что, работа в условиях Крайнего Севера привлекательна! И не только своими трудностями, а удовлетворением от успешности их преодоления. Романтика и суровая, но неповторимой красоты природа.