Эксперты ОНФ проанализировали динамику изменений в сфере госзаказа

Дата публикации

17 июля 2015

Источник

onf.ru

Эксперты ОНФ проанализировали динамику изменений в сфере госзаказа

В Общероссийском народном фронте проследили за динамикой изменений в сфере государственного заказа. Эксперты ОНФ посчитали, насколько возросла доля госзаказов в ключевых отраслях, и выяснили, кто из чиновников в году ушедшем научился экономить, а кто, наоборот, продолжил жить на широкую ногу.

Так, в 2014 г., согласно данным аналитической системы «Спарк-маркетинг», большая часть бюджетных контрактов – 2,08 трлн руб., или 38,16% от всего объема госконтрактов, ушла на строительство. За год абсолютный объем контрактов практически не изменился (2,02 трлн руб. в 2013 г.), но в процентном соотношении к общему объему контрактов за год вырос с 34,27 до 38,16%. В тройку наиболее активных заказчиков вошли Департамент строительства Москвы с показателем в 5%, ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» и Минспорт РФ – по 4% на каждое из ведомств. Основными поставщиками в данной отрасли стали ЗАО «ВАД» – 3,8%, ООО «Стройновация» – 2,4%, ООО «Стройтрансгаз» – 2,2%.

В сфере транспорта бюджетные закупки делили Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» – ее финансовый объем контрактов составил 23,6%, Министерство обороны РФ – 7,4%, ФКГУ «Войсковая часть 55056» – 7,3%. Среди подрядчиков наиболее высокие показатели – у ООО «Балтийский завод-Судостроение» – 23,4%, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» – 4,3%, ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» – 2,8%. По сравнению с 2013 г. процент контрактов, заключенных в транспортной отрасли, увеличился на 2,23%.

При закупке медицинских и фармацевтических товаров львиную долю бюджетных средств – 13,2% – потратили в Министерстве здравоохранения РФ, 6,1% – в Департаменте здравоохранения г. Москвы, 2% – в Министерстве здравоохранения Московской области. Исполнением большей части контрактов в отрасли занимались ЗАО «Р-Фарм» – 8,1%, ОАО «Фармацевтический импорт, экспорт» – 3,6% и ОАО «Фармстандарт» – 2,3%. Относительный процент проведенных в 2014 г. тендеров составил 7,43%, что на 3,54% больше по сравнению с предыдущим 2013 г. Стоит также отметить, что медицина – единственная отрасль, где, по данным аналитиков, заметен рост объема экономии бюджетных средств – за год чиновники сократили траты на 2%.

На 1% увеличилось число заказов в сфере информационных услуг и технологий – от 2,6% в 2013-м до 3,6% в 2014-м. Тройка лидеров среди заказчиков выглядит следующим образом: 7,1% от общего объема госконтрактов – у Департамента информационных технологий г. Москвы, по 5,4% – у Федерального казначейства и у Минобороны РФ. Среди поставщиков лавры победителей в прошедшем году делили ОАО «Ростелеком» – 3,4%, ЗАО «Техносервъ А/С» – 2%, ОАО «Электронная Москва» – 1,7%.

Значительный скачок роста относительного объема контрактов был зафиксирован в сфере телекоммуникаций – с 1,09 до 4,4%. По объему размещенных на сайте государственных закупок заказов лидируют Федеральное агентство связи «Россвязь» – 70,4%, Департамент информационных технологий г. Москвы – 3,9%, Министерство обороны РФ – 3,5%. Исполнителями выступали ОАО «Ростелеком» – 76,8%, ОАО «Московская городская телефонная сеть» – 2,7%, ОАО «Московская телекоммуникационная корпорация» – 1,9%. Кроме того, эксперты отметили стремящееся снижение экономии бюджетных денег в данной отрасли с 3% в 2013 г. до 0,5% в 2014 г.

Не так существенно заметен относительный рост объемов заказов в сфере страхования, а также банковских и финансовых услуг – всего 0,5%. В 2014-м значительную долю госконтрактов составили заказы Министерства финансов Московской области – 7,1%, Министерства финансов Краснодарского края – 4,7% и Министерства финансов Нижегородской области – 4,2%. В списке поставщиков по-прежнему лидирует ОАО «Сбербанк России» – 69,4%. Далее идет ОАО «ВТБ» – 9,3% и АО «Банк «Северный морской путь» – 5,6%.

Что касается предприятий, относящихся к естественным монополиям, то здесь сумма заключенных контрактов в данной отрасли составляет в 2014 г. 0,17 трлн руб., т.е. 3,12% от общей массы. Это, по словам «фронтовиков», самый минимальный показатель. Тем не менее по сравнению с 2013 г. относительный объем заказов увеличился на 1,81%. При проведении закупок отличились ФКУ «Налог-сервис» Федеральной налоговой службы – 3,5%, Министерство внутренних дел РФ – 3,1%, ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» – 1,2%. Значительную долю поставщиков составили ФГУП «Почта России» – 7,7%, ОАО «Мосэнергосбыт» – 6,8%, ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» – 4,1%.

«На примере общих показателей, характеризующих рынок государственных закупок, можно увидеть не только общие резервы эффективности в сфере госзаказа, но и выявить конкретные направления, где инициативы общественных контроллеров могут быстро дать практический результат. Например, есть всем известная проблема, связанная с тем, что по стране на контракты с субъектами малого предпринимательства приходится лишь 2,1% от общего объема закупок. Но тут не лишне обратить внимание на некоторые цифры: в закупках медицинских и фармацевтических товаров, например, этот показатель достигает 2,44%, а в строительстве – 1,27%. Наши данные показывают, что эти расхождения напрямую коррелируются с объемом контрактов, выставляемых на торги. Мелкие предприятия просто не в состоянии взять на себя выполнение слишком больших обязательств и вынуждены оставаться в стороне. Как показывает практика, отклонения в отдельных «точках» от средних значений для отрасли или сектора экономики могут быть следствием не просто некоей «местной» специфики, но и неэффективных решений», – прокомментировал исполнительный директор международной информационной группы «Интерфакс» Владимир Герасимов.

По словам руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Антона Гетта, данная информация будет крайне полезна в первую очередь для активистов Народного фронта. «Именно в ней можно найти ориентиры, за какой отраслью нужно усилить общественный контроль, дабы выполнить поручения президента России и лидера ОНФ Владимира Путина о снижении трат на 5%».

Общероссийский народный фронт