Дата публикации

3 апреля 2019

Источник

rg.ru

Строительство Багаевского гидроузла идет полным ходом Багаевский гидроузел позволит увеличить глубину Дона до четырех метров.

Багаевский гидроузел – важнейший инфраструктурный проект не только для Ростовской области, но и для всей страны.Он включен в стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года, что еще раз подтверждает государственную значимость нового объекта.

Что уже сделано и что планируется возвести в ходе строительства нового гидротехнического сооружения?

Отметим, что Багаевский гидроузел (БГУ) позволит увеличить глубины Дона ниже Кочетовского гидроузла до четырех метров. Это повысит пропускную способность Волго-Донского канала и обеспечит безопасность судоходства. Кроме того, улучшится водоснабжение региона, будет развиваться промысловое рыболовство, оздоровится Цимлянское водохранилище. Объект включен в Государственную программу «Развитие транспортной системы» (2010-2020 годы)». Проектная документация прошла обязательную госэкспертизу и две независимые общественные экологические экспертизы. Вывод однозначный – проектные решения соответствуют экологическим требованиям, установленным законом.

Строительство идет в два этапа.Первый стартовал в 2018 году. Генеральный подрядчик по его реализации – АО «Стройтрансгаз», компания с многолетним опытом возведения промышленных и гражданских сооружений. В ее задачу входит строительство судоходной прорези в левом рукаве реки Дон путем проведения дноуглубительных работ – для переноса судового хода на период работ, создание причала и намывных площадок под административные здания и сооружения гидроузла. А также строительство участка ЛЭП для обеспечения дальнейших работ.

Масштабность деятельности трудно преувеличить. Генподрядчиком очищена территория строительства от взрывоопасных предметов. В ходе работ были обнаружены, извлечены и переданы в музей фрагменты затопленных в военное время судов. Ведется углубление дна в левом рукаве реки Дон и намыв площадок через пульпопровод протяженностью 1300 метров. Для этого использовался земснаряд «Печора» производительностью порядка 1000 кубометров в час. Возводится причал, который будет использоваться для обеспечения строительными материалами на период возведения БГУ и отстоя судов технического флота на период эксплуатации.

Построен участок временной линии электропередачи. В пиковые периоды задействуется до 150 человек и 80 единиц техники. На отдельные виды работ привлекаются местные рабочие кадры.

По инициативе АО «Стройтрансгаз», Генподрядчика строительства, независимая лаборатория еженедельно мониторит экологическую обстановку. Вывод – строительство ведется в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства. В конце первого этапа для возмещения нанесенного строительством вреда водным биологическим ресурсам, в акваторию Дона будут выпущены мальки промысловых видов рыб в соответствии с заключением Азово-черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

Второй этап включает возведение целого ряда сооружений. Среди них – судоходный шлюз для пропуска судов через створ гидроузла. Водосбросная и земляная плотины будут создавать и поддерживать на заданных отметках подпор воды в Дону и формировать Багаевское водохранилище совместно с другими сооружениями напорного фронта. Через земляную плотину будут осуществляться санитарные попуски воды по левому рукаву Дона. Рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал обеспечат прохождение рыбы в нерестовый период. Строители углубят дно и спрямят участки русла для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построят объекты, необходимые для функционирования гидросооружения.

Гидроузел рассчитан на работу во всесезонных условиях, в том числе зимой. Фактически при нормальной отметке воды в Цимлянском водохранилище на конец водохозяйственного года Багаевское водохранилище может быть опорожнено, а гидроузел полностью открыт и переведен в безнапорный режим, аналогично тому, как это делается на Кочетовском гидроузле.

Завершение строительства Багаевского гидроузла запланировано на 2020 год.

Марина Володина, Ростов-на-Дону
«Российская Газета. Неделя», №73