Импульс для развития. Продолжается строительство Багаевского гидроузла

Дата публикации

5 апреля 2019

Источник

transportrussia.ru

Импульс для развития. Продолжается строительство Багаевского гидроузла

C 2018 года в Ростовской области реализуется один из крупнейших инфраструктурных проектов России – строительство Багаевского низконапорного гидроузла.  Возведение этого гидротехнического сооружения было запланировано еще в 1948 году комплексной программой по строительству Волго–Донского водного пути. Сегодня Волго–Донской путь – это наиболее загруженная часть Единой глубоководной системы европейской части России. По водной магистрали международного значения осуществляется более 70% от общего объема речных перевозок и проходят основные экспортно–импортные грузопотоки.

Однако в настоящее время на участке пути от Кочетовского гидроузла до города Аксай в Ростовской области наблюдается значительное обмеление. Это не только существенно ограничивает пропускную способность Единой глубоководной системы, но и создает ряд других проблем: снижение уровня безопасности условий судоходства, ограничение водоснабжения многих населенных пунктов в низовьях реки, негативное влияние на развитие промыслового рыболовства и др. Строительство Багаевского гидроузла, результатом которого станет увеличение глубины реки Дон ниже Кочетовского гидроузла до четырех метров, призвано решить эти проблемы и создать условия для эффективного системного развития транспортной инфраструктуры. В 2016 году постановлением Правительства РФ проект по возведению гидросооружения в районе хутора Арпачин Манычского сельского поселения Ростовской области был включен в перечень мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».

Строительству гидроузла предшествовали многочисленные инженерные изыскания и научные исследования, проведенные в ходе проектирования. Приоритетной задачей стало обеспечить безопасность объекта для окружающей среды и местного населения. Для этого специалисты создали модель гидроузла в масштабе 1:100. В ходе испытаний на модели экспертами  были проверены  основные параметры объекта и отработаны различные ситуации, которые могут возникнуть в процессе строительства и эксплуатации гидроузла, в частности, варианты защиты берегов на случай катастрофических паводков.

Проектная документация прошла не только обязательную государственную экспертизу, но и две независимые общественные  экологические  экспертизы. По результатам этих экспертиз сделаны однозначные выводы  о соответствии  проектных решений экологическим требованиям, установленным законодательством РФ. После тщательных изысканий была определена оптимальная отметка нормального подпорного уровня водохранилища, обеспечивающая необходимые судоходные габариты при существенном  снижении  негативного воздействия на окружающую среду. При снижении нормального подпорного уровня оптимизируются также и параметры водохранилища – сокращаются необходимый объем для заполнения и площадь зеркала водохранилища, увеличивается его проточность.

Строительство Багаевского гидроузла реализуется в два этапа. В 2018 году стартовал первый этап, в ходе которого выполняются работы подготовительного периода. Генеральным подрядчиком по реализации первого этапа стало АО «Стройтрансгаз» – компания с многолетним опытом строительства промышленных и гражданских сооружений. Подготовительные работы включают в себя строительство судоходной прорези для переноса судового хода на период работ, причала строительной базы, ЛЭП для энергоснабжения строительного городка, создание намывных участков для размещения административных зданий и сооружений будущего гидроузла.

На начальном этапе подрядчиком были проведены масштабные работы по очистке от взрывоопасных предметов территории строительства объекта в прибрежной полосе острова Арпачинский и подводной части судоходной прорези. В левом рукаве реки Дон обнаружены фрагменты ряда затопленных судов. Среди  них идентифицированы  части двух бронекатеров проекта 1125 Азовской военной флотилии, подорванных и затопленных экипажами в июле 1942 года в период наступления фашистских войск. Крупногабаритные фрагменты извлекались со дна по специальной технологии с соблюдением необходимых мер безопасности, с учетом наличия внутри частей корпуса и рядом с ним большого количества взрывоопасных предметов.

В настоящее время на строительной площадке активно ведутся дноуглубительные работы и намыв площадок производственных объектов служебно–технического и вспомогательного назначения через пульпопровод протяженностью 1300 метров. К выполнению этих  работ  привлечен земснаряд «Печора» производительностью порядка 1000 кубометров в час.

Осуществляется строительство причала, который будет использоваться для разгрузки оборудования и материалов на втором этапе реализации проекта. Уже построена временная линия электропередачи, предназначенная для обеспечения строительства объектов основного этапа. В пиковые периоды в строительстве  задействуются  до 150 человек  и 80 единиц техники. Генеральным  подрядчиком на  отдельные виды работ привлекаются местные рабочие силы. Работы ведутся круглосуточно.

Уже в ходе реализации первого этапа будет осуществлен ряд природоохранных мероприятий. В соответствии с заключением Азово–Черноморского территориального управления  Федерального агентства по рыболовству  предусмотрен  выпуск мальков промысловых видов рыб в акваторию реки Дон.

По инициативе генподрядчика в ходе реализации первого этапа проекта проводится еженедельный мониторинг экологической  обстановки,  для которого привлекается независимая лаборатория. Результаты мониторинга доказывают, что  строительство ведется в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Второй этап выполнения работ по строительству Багаевского гидроузла включает в себя возведение и устройство целого ряда сооружений. Среди них – судоходный шлюз, который обеспечит возможность пропуска судов через створ гидроузла. Водосбросная и земляная плотины будут создавать и поддерживать на заданных отметках подпор воды в реке Дон и формировать Багаевское водохранилище совместно с другими сооружениями напорного фронта.

Дополнительно через земляную плотину будут осуществляться  санитарные  попуски  воды по левому рукаву Дона. Устройство уникального рыбопропускного шлюза и рыбоходно–нерестового канала позволит обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период. Строителями в том числе будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты  производственного,  служебно–технического, вспомогательного, социально – бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.

Отличительной особенностью возводимого гидроузла является принятый режим эксплуатации водохранилища. Сооружения гидроузла рассчитаны на работу во всесезонных условиях, в том числе зимой, но фактически при нормальной отметке воды в Цимлянском водохранилище на конец водохозяйственного года Багаевское водохранилище может быть опорожнено, а гидроузел полностью открыт и переведен в безнапорный режим эксплуатации, аналогично тому, как это делается на Кочетовском гидроузле.

Завершение строительства Багаевского гидроузла запланировано на 2020 год.

«Транспорт и дорожное хозяйство Ростовской области», №13, 2019г