Дата публикации

20 марта 2014

Группа СТГ приняла участие в семинаре «Инфраструктура будущего»

18 марта состоялся очередной семинар «Инфраструктура будущего», организованный Высшей школой экономики и Volga Group. Экспертам была предложена тема для обсуждения: «Дороги, которые мы выбираем: конфликты и компромиссы в строительстве».

Целый ряд транспортных проектов, независимо от того, насколько велик позитивный результат от их реализации, приводят в последнее время к повышенному градусу недовольства населения и формированию локальных общественных движений, направленных на блокирование строительства.

Как минимизировать социальные конфликты, возникающие при строительстве новых сооружений транспортной инфраструктуры? Когда власти, бизнес и жители территорий строительства научатся выстраивать эффективный диалог? Эти и другие вопросы обсудили эксперты за круглым столом.

Среди участников дискуссии вступили представители Группы СТГ – Андрей Егоров, советник по транспортному строительству ОАО «СТГ», Василий Митько - директор по специальному строительству OOO «СТГ», Владислав Потоцкий – директор по реализации проектов инфраструктурного строительства ООО «СТГ».

Постоянный модератор мероприятия, профессор ВШЭ Михаил Блинкин охарактеризовал тему семинара как «острую, но стандартную для всего мира». Владислав Потоцкий отметил, что информирование граждан о строительном проекте органами местного самоуправления происходит по наитию и успешность этого процесса пока во многом зависит от уровня личной ответственности чиновников. Решением проблемы может стать разработка единого для местных властей механизма нормативного-правого регулирования процесса информирования населения, которое должно происходить еще на этапе согласования проекта. Необходимы единые регламенты, нормативные документы о том, когда и какие действия должны быть предприняты властями для оповещения граждан, как должны выглядеть предоставляемые материалы о проекте. Тогда работа с населением выйдет на новый, эффективный уровень.

Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполиса ВШЭ Константин Трофименко привел пример того, как два крупных дорожных проекта, реализуемых в Подмосковье примерно в одно и то же время, вызвали совершенно противоположную реакцию общественности. «Однозначно негативный пример с точки зрения взаимодействия с общественностью – участок трассы М-11 Москва – Санкт-Петербург, проходящий через Химкинский лес. Противоположный пример – недавно открытая автодорога «Обход Одинцова», где все экологические и PR-мероприятия проведены образцово и не было ни одного информационного повода, позволяющего говорить о недовольстве населения».

Заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Сергей Костин рассказал о накопленном столичной мэрией опыте проведения общественных слушаний по градостроительным проектам. «Мы провели уже более двухсот таких слушаний», – сообщил С. Костин и сделал ключевой вывод: основные обсуждения и решения должны происходить на стадии проекта планировки, поскольку механизм внесения изменений в проект является проблемным. «Вопрос также в том, как именно жителям должна предоставляться информация. Им сложно читать чертежи, предоставление которых требует Градостроительный кодекс», - отметил Сергей Костин. «Мы должны приучать жителей нанимать специалистов для экспертизы проектов», - отреагировал Михаил Блинкин, апеллируя к опыту Лондона, где привлечение и оплата экспертов заинтересованными группами общественности является стандартной практикой.

Заместитель директора государственного унитарного предприятия «НИ и ПИ Генплана Москвы» Олег Баевский рассказал о нюансах применения градостроительного законодательства. Помимо профессиональных вопросов он затронул и концептуальные. «У нас есть все инструменты, позволяющие принимать сбалансированные градостроительные решения, – отметил он. – Чтобы общественные слушания не превращались в скандал, нужна предельно честная позиция сторон, а сами слушания должны стать нормальным явлением».