Интервью с главным архитектором ГК «ГОРКА»

На фото: Русенко Эдуард Валериевич - главный архитектор ГК «ГОРКА»

В условиях постоянно меняющегося и развивающегося мира иногда сложно уловить тренды. Как предугадать то, что будет интересно и модно для грядущего поколения, или то, что оставит отклик в сердцах людей? Русенко Эдуард Валериевич - главный архитектор ГК «ГОРКА» - знает ответы на эти вопросы. В интервью он расскажет, как правильно работать с иностранными архбюро, как адаптировать идеи прогрессивных европейцев под российские условия и какие особенности у проектов, которыми занимается ГК «ГОРКА» - стратегический партнер ГК «Стройтрансгаз».

1.jpg

На фото: визуализация Высшей школы искусств в Калининграде

Расскажите о проектах, над которыми сегодня работают архитекторы группы компаний «ГОРКА»?

Основные проекты у нас на данный момент – это проектирование и строительство музейных и театрально-образовательных комплексов (МиТОКов) в Калининграде, Владивостоке, Кемерово, а также возведение крупнейшей ледовой арены «СКА Арена» к Чемпионату мира по хоккею с шайбой 2023 года.

Все проекты по распоряжению Правительства имеют жёсткие сроки сдачи. В данный момент на всех объектах МиТОКов ведутся начальные строительные работы, проекты проходят разные стадии государственной экспертизы. Уже полностью возведена чаша ледового дворца «СКА Арена». В январе специалисты приступили к монтажу металлоконструкций основного купола кровли. Ведутся фасадные и отделочные работы. Каждый из участков носит индивидуальный характер и требует своего, особенного подхода: например, на участке в Калининграде сложные геологические условия и необходимо учитывать соседство проектов музея и школы театрального мастерства, разработанные другим архитектурным бюро. В Кемерово геология участка намного лучше, однако, требуется учитывать высокий уровень грунтовых вод. Во Владивостоке очень хорошая геология, но стесненный участок и сложность с подъездами транспорта.

MTEC_Exterior view from the River to the Cloud.jpg

На фото: визуализация музейного комплекса в Кемерово

Компания «ГОРКА» сотрудничает с двумя ведущими мировыми архитектурными бюро - норвежским «Snøhetta» и австрийским «Coop Himmelb(l)au». Специалисты компании «ГОРКА» занимаются адаптацией архитектурных проектов под российские условия. Расскажите об особенностях работы с иностранными партнёрами?

В архитектурном проекте иностранного бюро нам приходится перерабатывать и адаптировать многое. Это связано с разной культурой и традицией проектирования, с разными нормативными базами. Нам закономерно проще общаться с русскоязычным заказчиком. Это руководство и специалисты Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Мариинского и Большого театра. Они обладают экспертными знаниями в своих областях, четко знают, чего хотят, и эти нюансы им проще донести до русскоязычных архитекторов. Кроме того, в каждой из институций сложившиеся традиции. Например, у Большого и Мариинского театров особенности театрального производства постановок значительно отличаются, это требует отражения в планировочных решениях.

Сразу скажу, что «Snøhetta» и «Coop Himmelb(l)au» - это ведущие мировые бюро, предлагающие красивую, современную архитектуру строений в тренде самых актуальных течений. Однако сам мировой тренд в архитектурном проектировании ложится на Россию с поправками. Особенности строительного производства, законодательства, климата и иные факторы оказывают значительное влияние на архитектурные решения, поэтому проекты иностранных коллег требуют значительной переработки и адаптации. Для этого наши архитекторы, конструкторы и инженеры должны обладать высокой квалификацией, чтобы сохранить архитектурный образ, реализовав его с учетом российских требований и технологий.

снохета вл.JPG

На фото: основатель и руководитель норвежского архитектурного бюро «Snøhetta» Кьетил Трудал Торсен на стройплощадке во Владивостоке

Наше взаимодействие основано на многомесячной скрупулёзной переписке. Они присылают решение проекта, а мы на это делаем перечень своих комментариев, описываем проблему, чем глубже её описываешь, тем более внимательно её рассматривают. Там, где иностранные партнёры упускают некоторые строительные особенности, наши специалисты переделывают и исправляют, предлагают свои компоновочные и технические решения. Изначально они тоже пытались в это вникать, но нужно понимать, что барьером становится наша нормативная база. Любой наш главный архитектор проекта в голове держит порядка пятидесяти основных сводов правил и точно знает ссылочно ещё двести. Многие вещи по опыту знаешь, что в нашей реальности делаются так, и часто бывает, что даже уже не помнишь почему.

прикс.jpg

На фото: сооснователь бюро «Coop Himmelb(l)au» Вольф Прикс на стройплощадке  «СКА Арены»

Расскажите о современном тренде в мировой архитектуре? С чем столкнулись иностранные бюро в российских условиях?

Первым проектом в России для австрийского бюро «Coop Himmelb(l)au» стал проект «СКА Арены», здание уже достраивается. Самое близкое к нам, что они проектировали, «Центр Гейдара Алиева» в Баку. Опыта в северных широтах у них ещё не было. «Coop Himmelb(l)au» много строит в Китае, но там совсем другой климат. Там две проблемы: дожди и сейсмика. Вся классическая архитектура Китая построена на базовых каменных постаментах, а на камень ставят деревянные конструкции на шарнирах, что позволяет устоять при землетрясениях. Получается гибкая структура.

Норвежское бюро «Snøhetta» более приближено к российской реальности – Норвегия снежная, но относительно тёплая страна, там проходит Гольфстрим, там не бывает морозов. Исходя из этого, норвежские архитекторы любят рисовать зелёные кровли, оборачиваемую воду. Это красиво и в трендах современной архитектуры. Только в России сложно применимо. Например, в российском законодательстве чётко оговорено, где можно применять дождевую воду. У нас главная проблема – это холод, перепады температур. Землетрясения на нашей территории тоже есть. Однако, главная проблема – это снеговые и ветровые нагрузки. Кубометр снега весит тонну. В России действуют институты, которые занимаются обдувом зданий по 3-D модели, дают свои рекомендации, научное сопровождение: где скапливается снег, где повышена ветровая нагрузка. Вся эта информация учитывается нашими архитекторами.

Кинотеатр Пусан.jpg

На фото проект архбюро: «Coop Himmelb(l)au»: кинотеатр в Пусане (Южная Корея)

оперный театр в осло.jpg

На фото: проект архбюро «Snøhetta»: Оперный театр в Осло (Норвегия)

Кто на сегодняшний день является основным мировым заказчиком уникальной архитектуры?

Китай является основным заказчиком для европейских и американских архитектурных бюро. По большому счету, у Европы и Америки уже нет денег на большие уникальные объекты. К тому же в США есть специфика архлицензирования, лицензия архитектора в одном штате не действует в соседнем штате.

Китай стремится в мировые лидеры и хочет иметь на своей территории объекты мирового уровня от топовых архитектурных бюро. За ним тянутся Катар, Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. За последние пятнадцать лет все крупные театральные комплексы строились в Китае, в ОАЭ, Южной Корее, Малайзии и Сингапуре. Думаю, что наши заказчики руководствовались теми же соображениями, исходя из мировых трендов.

КАЛИНИНГРАД1.JPG

На фото: визуализация МиТОК в Калининграде

Расскажите про уникальность проекта здания театра в Калининграде?

Есть несколько параметров уникальности в этом объекте, один из них – это наличие тридцатиметровой консоли. В связи с этим, нужно применять более сложные конструктивные решения. У неё нет точки опоры. Внутри там спроектирована полая мощная металлическая рама, которая будет обложена сборными плитами из фиброцемента. Внешне эта крыша из консоли будет выглядеть как плоская, однако там предусмотрен определенный угол скатности.

Самое знаковое здание авторства норвежского архитектурного бюро «Snøhetta» – это оперный театр в Осло. Норвежская архитектура специфична сама по себе: завязана на природу и свою философию. Одной из визитных карточек архитектурного бюро «Snøhetta» стал проект Египетской национальной библиотеки в Каире, построенной в восьмидесятые годы двадцатого века. Библиотека в Каире имеет концепцию отношения светлого и тёмного. У бюро всегда транслируется в проектах идея дуализма. Консоли являются одним из любимых приемов этих архитекторов. В зависимости от климатических особенностей региона они делают их большими или поменьше. Например, есть очень похожий внешне на проект в Калининграде будапештский «Музей Людвига» в Венгрии. Если поставить рядом эти два проекта, будет видна одна рука архитектора. Только в венгерском проекте под консоль подведена опора, а у нас эта консоль будет парить. Норвежцы верят в наши конструкторские решения.

2021.01.21 Снохета_Страница_14.jpg

На фото: визуализация МиТОК в Калининграде

Место, на котором возводится театр, было окружено системой обводных каналов. Это новая часть города. Сейчас по соседству там располагается футбольный стадион «Калининград», построенный к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Эта территория всегда была заброшенной и болотистой. Один из каналов проходил по диагонали участка и линия будущей консоли крыши театра трассируется с линией бывшего канала. Это стало одной из идей, от которой оттолкнулись норвежские архитекторы. Второй идеей стала парабола или искривление пространства. Отражение тени треугольной консоли-крыши здания в асфальте. Также это здание будет отражаться в водах реки. Идея отражения в отражениях часто транслируется у данного бюро.

Само здание станет филиалом Большого театра. На площадке уже возводятся два других здания, музея и школы театрального искусства, по проекту другого российского бюро. Все вместе эти строения составят единый комплекс. Во дворе по проекту будут располагаться места для отдыха и геометрический сухой фонтан.

Snohetta - OperaSchoolMuseumVladivostok - Final.00_02_01_10.Still010.jpg

На фото: визуализация МиТОК во Владивостоке

В чём особенности проекта бюро «Snøhetta» во Владивостоке?

Сопка «Орлиное гнездо» – это одна из самых высоких точек в центре Владивостока, расположенных с видом на бухту. Такие локации вызывают большой интерес у архитекторов. Изначально на этом месте пытались проектировать три российских бюро, потом рассматривался проект американского бюро «Asymptote Architecture» архитектора Хани Рашида. В дальнейшем заказчики решили, что вместо концертного зала им необходим полноценный театр, а в готовый проект от «Asymptote Architecture» он уже не помещался. Тогда свой проект предложило бюро «Snøhetta».

Норвежцы придумали идею трёх рук, держащих друг друга за запястья. Соответственно – это единство трёх пользователей нового пространства: театра, музея и здания высшей школы музыкального и театрального искусства. Эта идея выразилась в трех объёмах зданий. В итоге вышли на свой любимый треугольник. Так родилась эта конструкция. Также здесь присутствует аналогичная с калининградским проектом треугольная плоская крыша, только она ещё будет с террасированной кровлей. В итоге получается трио объёма с плоской террасированной крышей и внутренним двором – «Зимним садом». Здания выглядят более распластанно, более вписаны в среду.

MTEC_Exterior view of Entrance.jpg

На фото: визуализация МиТОК в Кемерово

Чем отличается концепция проекта австрийских архитекторов в Кемерово?

По проекту в Кемерово в трёх зданиях комплекса будут располагаться: выставочный зал Русского музея, Кузбасский центр искусств и филиал Мариинского театра.

Австрийское архитектурное бюро «Coop Himmelb(l)au» относится к течению деконструктивизма. Архитектура деконструктивизма рассматривает материальный объект как текст – связную последовательность знаков, допускающую возможность его интерпретации, свободного прочтения. Этапы творческого процесса архитектора-деконструктивиста зафиксированы в формуле американского архитектора Стенли Тайгермана: «конструкция – деконструкция – реконструкция». Для объекта характерны зрительная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы. «Coop Himmelb(l)au» – это архитектурное бюро, обладающее довольно продолжительной историей. В период становления Вольфа д’Прикса как архитектора в строительство массово вошли новые технологии, например, новые марки стали. Стало возможным сооружать более сложные изломанные конструкции.

Особенность Кемеровского проекта состоит в том, что помещение театра спланировано на уровне шестого этажа, это не традиционная схема построения театрального здания. Здание состоит из трёх объёмов, символизирующих кристаллы угля. Нижняя его часть будет остеклена, а крыша покрыта матовой и полированной сталью, сверкающей на солнце.

MTEC_Interior view of Entrance.jpg

На фото: визуализация МиТОК в Кемерово

С бокового фасада, по мнению австрийских архитекторов, здание напоминает белое, стальное облако, севшее на кузбасские горы. В части стального, парящего облака располагается театральный блок.

По проекту здание будет иметь основную несущую и вспомогательную конструкции. Одной из его опор будет являться узкая ножка с лифтовыми шахтами внутри, что вызывает определённые сложности в возведении.

В качестве театральных консультантов австрийцы привлекли немецких технологов, которые уже были задействованы в строительстве новой Мариинской сцены и комплекса «Сириус» в Сочи. Поэтому на стадии проектирования было изначально учтено и продумано множество театральных нюансов. Например, на нижних этажах здания будут располагаться театральные производственные мастерские. Проблему избыточной остеклённости проекта мы решаем увеличением толщины специальных энергосберегающих стеклопакетов. Количество воздушных камер в них вычисляется теплотехническими расчётами. Безусловно, здание потребует больше машин вентиляции и систем воздушного отопления. 

201221_SCA Arena and Park Competition_A3_FacingPages_Страница_009_.jpg

На фото: визуализация спортивного комплекса «СКА Арена»

В чём заключается концепция проекта спортивного комплекса «СКА Арена»?

Архитектор Вольф д’Прикс и австрийское бюро «Coop Himmelb(l)au» в оформлении фасада комплекса «СКА Арена» использовали архитектурную цитату, в знак уважения к советскому архитектору Владимиру Татлину и его авангардной башне-монументу. Железная башня Татлина - подвижная структура, стремящаяся в небо, является конструкцией-манифестом. История давняя, потому что немецкая и советская архитектура в двадцатые годы прошлого века были тесно переплетены. Многие наши архитекторы взаимодействовали с архитектурной и художественно-промышленной школой Баухаус, ставшей идейным центром европейского функционализма. Директор Баухауса Ханнес Майер был убеждённым марксистом. В конце 1930 года его сместили с должности, он и несколько студентов эмигрировали из Германии в СССР. Они участвовали в проектировании и строительстве во многих советских городах. В свою очередь, наши специалисты строили здания на территории Германии. Молодые европейские архитекторы в шестидесятых были под влиянием революционной советской архитектуры двадцатых годов, конструктивистов Мельникова, Татлина, Лисицкого, бунтовали против капитализма и общества потребления. Им казалось, что архитектура стала слишком унылой и рациональной. Они ждали шанса создать свой новый архитектурный язык, так пришли к футурологическому проектированию и деконструктивизму. Молодой Вольф д’Прикс с единомышленниками основал свое архитектурное бюро и назвал его «Himmelblau», “небесно-голубое”. По их мнению, архитектура должна быть подвижной, как облака, гибко реагирующей на меняющиеся потребности людей.

Общий вид сверху (2).jpg

На фото: визуализация спортивного комплекса «СКА Арена»

В свою очередь дизайнеры интерьера «СКА Арена» вдохновлялись космической тематикой и лучшими примерами ретрофутуризма. Строящаяс