Большой - в Калининграде

В скором времени знаменитые балеты можно будет посетить не только в Москве: во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе строятся культурно-образовательные комплексы. Проект уникальный и по масштабу, и по решаемым задачам. Впервые в российской истории в разных концах страны практически одновременно откроется сразу четыре театра оперы и балета. В Калининграде здание филиала Большого театра общей площадью 35,9 тысяч квадратных метров будет расположено на Парадной набережной вдоль реки Преголя. О том, каким будет филиал выдающегося театра, творческих планах беседуем с генеральным директором Большого театра Владимиром Георгиевичем Уриным и генеральным директором компании-подрядчика «СТГ-Запад» Дмитрием Сергеевичем Ржанниковым.

22_Vladimir_Urin_©_photo_by_damir_yusupov 1.jpg

- Владимир Георгиевич, Государственный академический Большой театр России является одним из учредителей Фонда «Национальное и культурное наследие». Как вы считаете, отразится на регионах появление современных культурных комплексов такого грандиозного масштаба? Как повлияет в целом на страну?

Я думаю, что сама идея создания этих центров – очень позитивная: когда рассматривается появление в регионе не только учреждений культуры и искусства высокого класса, но и всей необходимой инфраструктуры. Это и учебные заведения, которые будут готовить специалистов для этих учреждений, и жилые дома, в которых будут жить приглашённые работники. Как повлияет на страну в целом? Мне кажется, что мгновенного эффекта не будет. Вообще вопросы культуры, искусства, образования – это вопросы создания определённой среды. А для этого требуется время. Открытие этих учреждений будет только началом процесса. Но то, что через несколько лет это безусловно изменит культурный ландшафт этих регионов – в этом можно не сомневаться. А изменение культурного ландшафта четырёх регионов, в любом случае, безусловно, очень серьёзный вклад в культурную составляющую страны.

- Как вы считаете, будет ли появление кластеров замечено в мировом культурном пространстве? Какое влияние они могут оказать? Есть ли подобные примеры в мире?

Подобных примеров в мире нет. Я, по крайней мере, не знаю, чтобы ещё где-то по государственной программе вкладывались такие серьёзные средства и осуществлялась такая масштабная культурная экспансия... Будет ли это замечено в мировом культурном пространстве – зависит совсем от других обстоятельств. Надеюсь, что будет замечено.

- Впервые в стране будет создан филиал самого главного театра страны – Большого театра в Калининграде. Владимир Георгиевич, при строительстве филиала пытаетесь ли вы на этапе возведения здания передать в нём традиции, символы, убранство Большого театра или у филиала будет своя история?

Архитектурный проект театра не включает в себя отсылки к традициям и убранству Большого театра. Правда, одну деталь, одну такую отсылку, мы бы хотели сохранить. Если это удастся, то конечно все, кто войдёт в здание, это сразу увидят. А что это будет - пока секрет.

MAN_6725.jpg

- Дмитрий Сергеевич, возможно вы раскроете нам пару интересных задумок, которые ваша команда воплощает в жизнь при возведении театра?

Архитекторы стремились создать минималистический проект, который будет оригинален и через многие годы. Эффектное диагональное расположение здания театра обеспечит его неповторимый облик с видовых точек города. Уникальным решением станет конструкция кровли, переходящая в амфитеатр, которая будет выполнять роль общественного пространства и может быть использована для проведения различных мероприятий.

Изюминкой большого зрительного зала является трансформируемая люстра, состоящая из десятков светящихся «стаканов» на подвесах, которая выгодно расположена в зале в момент входа зрителей, и скрывается за потолочными ламелями во время спектакля.

Исполнение всех задумок архитекторов и пожеланий заказчика сделает театр запоминающимися и особенным для зрителей. С уверенностью можно сказать, что филиал Большого театра спроектирован и возводится согласно всем современным требованиям, предъявляемым к знаменитым театрам мира.

- Архитектурные решения были выбраны неслучайно, т.к. культурно-образовательные комплексы строятся не каждый день, через несколько веков визуально они должны смотреться актуально и оригинально. Владимир Георгиевич, как вы оцениваете архитектурный облик музеев и театров, которые войдут в состав новых культурных центров России?

Я знаком подробно с проектом в Калининграде. Знаю только в общих чертах архитектурные решения в Севастополе, Владивостоке, Кемерово и считаю, что они очень интересные. Думаю, что, конечно, все эти сооружения будут носить очень явный отпечаток современной архитектуры ХХI века. И будут смотреться и актуально, и оригинально.

- Дмитрий Сергеевич, довольно много говорится об уникальности здания филиала Большого театра. В чём его особенности?

Я бы выделили два основных момента. Первое - участок строительства расположен в зоне подтопления рядом с рекой Преголя. Устройство подвального этажа, привычного для размещения трюма для театрального оборудования нижней механизации сцены, стало невозможным. Для размещения этого оборудования потребовалось поднять сцену и уровень партера на отметку +12 метров, а значит решить задачу, как удобно, быстро и эффективно переместить всех зрителей (950 человек) на 4-й этаж, сохранив ощущение театра, не превратив его в торговый центр. При разработке планировочных решений архитекторы проработали театральное фойе с несколькими уровнями и парадными лестницами, которые дублируются эскалаторами.

Второе - это, конечно, консоль без точки опоры. При создании формы здания театра архитекторов вдохновила балерина, исполняющая вращение «ку-де-пье». Таким образом была создана форма главного фасада - гиперболоид вращения с навесной консолью и вылетом на 80 метров. Подобная архитектурная задумка с консолью была использована при строении будапештского «Музея Людвига» в Венгрии. При этом в венгерском проекте под консоль подведена опора, а в случае калининградского филиала Большого театра российские проектировщики, разработавшие рабочую документацию проекта, смогли придумать решение, позволяющее консоли парить в воздухе. По своей архитектуре здание будет знаковым не только в Калининграде, но и в стране.

02.JPG

- Владимир Георгиевич, как вы думаете, какие ожидания у людей в регионах, есть ли отличия от «столичного зрителя»? С вашей точки зрения, существует ли определённая среда на местах, в которой высокое искусство будет востребовано?

Бесспорно, искусство оперы и балета требует определённой культурной подготовки зрителя. И в этом смысле московский зритель отличается от зрителя российского прежде всего возможностями. Предложений, касающихся музыкального театра в Москве в разы больше, чем в регионах. И количество зрителей, посещающих оперные и балетные спектакли намного больше. Но, с другой стороны, региональный зритель – более искренен, более непосредственен в своём восприятии, более радушен по отношению к театру, чем московский или петербургский.

- Какие у вас есть идеи, которые планируете привнести в регионы, может быть специальные культурные мероприятия в Калининграде? В какой диалог вступить с людьми и как достичь роста популярности театрального искусства среди населения?

Во-первых, если вы обратили внимание – Большой театр вот уже на протяжении нескольких лет постоянно приезжает в Калининград на гастроли с оперными и балетными программами. Думаю, что до открытия театра ещё будет несколько таких приездов. Мы пытаемся понять вкусы зрителей, их привязанности, пристрастия в области театра. Так, например, во время нашего последнего турне (когда мы привозили концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» Чайковского) – мы проводили очень серьёзный социологический опрос зрителей, где пытались выяснить ответы на эти вопросы. И дальше будем приезжать.

- Времена и культурные предпочтения людей в современном мире быстро и сильно изменяются, приходит новое поколение, которое стремится к синтезу искусств. Как привлечь на спектакли совсем новую публику и как найти с ней общий язык?

Мы же театр тоже современный. Безусловно, мы пытаемся сегодня не только сохранять классическое наследие Большого театра, но и разговаривать на современных и оперном, и балетном языках. Это одна из целей и задач, если мы хотим быть живым театром.

- Как вы собираетесь планировать репертуар?

Так же, как в Большом театре, на 3 года вперёд.

- Владимир Георгиевич, когда вы приступите к формированию творческих планов? Возможно, уже сегодня вы точно знаете, какая постановка откроет первый сезон филиала Большого театра в Калининграде?

Не могу пока сказать – какая постановка откроет первый сезон в Калининграде, но, конечно же, поначалу сотрудничество Большого театра и Калининградского филиала будет очень тесным. Может быть, какие-то спектакли Большого театра приобретут свою вторую жизнь на сцене Калининграда. Особенно в первые два года, когда будет формироваться творческий коллектив театра. Но впоследствии мы очень надеемся, что филиал Большого театра в Калининграде приобретёт своё собственное творческое яркое интересное лицо.

- В связи с изменением мира в сторону цифровизации и новыми условиями, которые вызвала пандемия, всё больше людей пользуются онлайн-трансляциями. Какие инновационные медиатехнологии планируется использовать в филиале?

Театр – искусство не техническое. Технологии современные, конечно, надо использовать в сценическом оформлении, в общении со зрителем. Я имею в виду то, что интернет даёт нам возможность доводить оперативно до зрителя информацию о том, что происходит в театре, помогает организовать приобретение билетов, обеспечивает обратный отклик публики. Тут технологии должны быть максимально современными, на самом высоком техническом уровне, помогать нам в вопросах коммуникации. Но что касается театра, который существует более 2-х тысяч лет (как сиюминутное исполнительское искусство, искусство общения сцены со зрительным залом) – так, я уверен, он и будет продолжать существовать. Никакие технологии не заменят это живое общение.

- Дмитрий Сергеевич, наверное, самое сложное - это акустика театра. Как вы решаете эту задачу?

Безусловно, это одна из самых сложных задач. При проектировании зрительные залы были просчитаны акустиками для «звучания» на мировом уровне. К акустическим параметрам зрительного зала предъявляются особые требования. Среди них – формы несущих элементов, расположение специальных отражателей, поглотителей и прочих элементов большой системы. Акустики в обязательном порядке будут осуществлять авторский надзор за строительством и отслеживать реализацию всех рекомендаций. Будет проведен ряд испытаний и не исключено, что возникнет необходимость внесения определённых корректировок.

- Мечта «отдать ребёнка в балет» станет явью, благодаря культурно-образовательным комплексам создана инфраструктура высочайшего уровня и обеспечены комфортные условия для учёбы и проживания студентов и преподавателей филиалов РГИСИ, МГАХ и ЦМШ. Как вы считаете, смогут ли филиалы конкурировать со столичными вузами? И можно ли будет рассчитывать получить работу в новом театре после окончания специализированных учебных учреждений?

Конечно. Для того и созданы эти учебные заведения, которые будут готовить солистов и артистов. И, конечно, лучшие из выпускников будут иметь возможность работать в новом театре.

- Каким образом будет решаться вопрос с кадровым обеспечением и нужно ли заняться подготовкой кадров на местах? Набираете ли уже специалистов на работу в филиал театра? Это будут местные или приезжие специалисты?

Что касается кадрового обеспечения – конечно, это будет многослойная история. С одной стороны, мы будем набирать сотрудников, если они соответствуют профессиональной направленности, в первую очередь в Калининграде. А с другой стороны, будут и приглашённые специалисты. Особенно по специальностям, по которым пока не обучают в Калининграде или обучение только началось (и оно не может обеспечить потребности театра). Поэтому местные специалисты будут обязательно, но будут и приезжие.

*Интервью также размещено на сайте "Культура 39"-
 https://culture39.ru/publikatsii/theaters/filial-bolshogo-teatra-v-kaliningrade/