Вестник Государственной экспертизы. Архитектура культурных кластеров

Вестник Государственной экспертизы. Архитектура культурных кластеров

Генеральный директор группы компаний «Cтройтрансгаз» Дмитрий Владимирович Лебедев ответил на вопросы корреспондента журнала «Вестник государственной экспертизы».

— Что для вас лично участие в этих четырех мега-проектах?

— Создание 4-х масштабных культурно-образовательных комплексов в стране — это идея Президента России, направленная на раскрытие культурного потенциала регионов. Появление музейных и театрально-образовательных комплексов во Владивостоке, Кемерове, Калининграде и Севастополе даст возможность жителям этих регионов увидеть лучшие произведения искусства, обучиться самым лучшим практикам, прикоснуться к прекрасному. Например, образовательные учреждения, входящие в состав культурно-образовательных комплексов в Кемерове, уже построены и полноценно функционируют. Это филиалы Центральной музыкальной школы, филиалы Московской Государственной академии хореографии и первый из трех филиалов Российского Государственного института сценических искусств - Сибирская Высшая школа сценического искусства.

Нужно понимать то, что история и архитектура никогда не стоят на месте. Это всегда движение, всегда развитие. Все проекты деликатно и гармонично вписываются в существующий исторический ландшафт каждого города, в которых они строятся. Сложные сооружения с самыми современными архитектурными решениями и развитой инфраструктурой после окончания строительства станут архитектурными достопримечательностями, точками притяжения и украшением городов. В Калининграде такой кластер строится на острове Октябрьский. Без преувеличения можно сказать, что это самый крупный проект такого профиля не только в Прибалтике, но и во всей Европе.

Быть причастным к реализации культурных проектов мирового масштаба — это очень ответственно и почетно.

— В чем уникальность проекта в Калининграде?

— Три объекта в Калининграде расположены на одной большой площади на острове Октябрьский — это филиал Третьяковской галереи, филиал РГИСИ - Балтийская высшая школа и филиал Большого театра. Каждый объект выполняется в индивидуальном архитектурном стиле, параллельно со строительством благоустраивается прилегающая территория. Точкой притяжения посетителей культурного кластера станет общая аллея, бульвар, куда выходят посетители из любого объекта комплекса.

Если говорить об уникальности архитектуры, то — это наличие консоли (длина вылета 80 метров) и фасад особой криволинейной формы — гипар. Форма фасада передает балетное вращение под названием «ку-де-пье». Для реализации архитектурной задумки применены металлические конструкции — балки и фермы — сложных сечений и геометрических форм. Оболочка гипара выполнена из алюминиевых перфорированных панелей толщиной 35 мм.

— Как разрабатывался проект?

— Проект разрабатывался поэтапно. Разработало визуальную концепцию ведущее мировое архитектурное бюро Snohetta (Норвегия). Было несколько версий, выбиралась общая стилистика зданий и прилегающих территорий. Если для внешнего облика здания театра быстро нашли архитектурные решения, то проект внутреннего пространства концептуально менялся несколько раз — учитывались потребности Большого театра, сценической технологии: где проводить складирование инвентаря и декораций, как проводить процесс складирования и перевозки, расположение сцены и т.п. Окончательная концепция была принята заказчиком — Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие».

— Есть ли в мире аналогичные проекты?

— По сложности решений — есть, но архитектурный облик — индивидуален. Эта архитектурная индивидуальность состоит в уже упомянутой консоли — гипаре. Прямого аналога нигде нет, архитекторы Snohetta применили такое решение впервые на проекте театра в Калининграде. Эта гиперболическая консоль будет иметь знаковое значение в архитектурном облике города. Она будет выполнять несколько функций: входная группа, стена и кровля. В последующих концепциях на других объектах архитекторы Snohetta подобные архитектурные решения делали в более простых формах. Поскольку гипар имеет сложные технические и математические расчеты, обладает сложной формой, то любые отклонения при строительстве невозможны, иначе изменится пластика фасада и форма здания.

На вопросы об особенностях проектирования ответил руководитель проекта дирекции по проектированию объектов культурно-образовательного комплекса в Калининграде АО «Стройтрансгаз» Юрий Сергеевич Лебедев.

— При проектировании учитывались ли особенности России в целом и, в частности, г. Калининград?

— Особенности нашей страны при проектировании, конечно, учитывались. На о. Октябрьский очень сложные геологические условия, там нетвердые грунты, они ненадежны для фундамента, потому применялись буронабивные сваи, которые заглублены на 48 м. Здание филиала Большого театра практически стоит на сваях. Помимо этого, при проектировании учитывались сейсмика региона и его климат. И, конечно, российская нормативная база, действующая для строительства.

— Какие технические цели стояли перед проектировщиками? Например, акустика для театра.

— Для архитектуры театра важно сохранение архитектурного облика театра и при этом у нас стояла задача реализации архитектурной задумки гипара. С этой задачей архитекторы справились. Также для комфортного пребывания зрителей важную роль играет хороший звук – каждый зритель должен четко слышать речь со сцены. С этой целью проводились акустические расчеты зрительных залов, фойе. Было сделано компьютерное моделирование архитектурной акустики, выявлялись потребности в организации геометрической формы помещений и применении материалов, влияющих на правильное распределение звуковых волн. Все это делалось для комфортного пребывания зрителей, подбирались правильные материалы для отделки. Учитывали каждый нюанс, например, даже акустику большого фойе театра.

— В филиале Большого театра огромную роль в прямом и переносном смысле будет играть оркестр. Как проектировалось оркестровая яма?

— Оркестровая яма спроектирована с подъемными механизмами. Они позволяют менять глубину ямы. У сцены тоже есть подъемные механизмы, также сцена имеет механизм для вращения для музыкантов.

Выше мы уже касались вопроса акустики зала – с точки зрения хорошего звука для зрителей. Но в театре проверяют звук в трех сценариях: его хорошо должны слышать зрители, слышать артисты на сцене, а также музыканты должны слышать сами себя. Это совокупность проектных решений, которые должны быть увязаны между собой. Оркестровая яма настраивается под конкретный спектакль. У подвижной платформы ямы есть 3 основных положения. Во-первых, когда оркестр сидит внизу, а зрители находятся выше оркестра. Второе – оркестровая яма может увеличить зрительный зал на дополнительную рассадку под 160 мест. При этом платформа ямы поднимается на уровень первого ряда партера. И третье - увеличенная сцена для концерта симфонической музыки, когда оркестр рассаживается на сцене. С этой целью яма поднимается на отметку 10 950 м, то есть на уровень сцены. При этом перед музыкантами на сцене выстраивается акустическая ракушка – это делается с целью отражения звука и «выхода» его в зрительный зал.

— Вы много и интересно рассказали про театр, расскажите, пожалуйста, про музей, про цели, которые стояли перед его проектированием?

— Проект музея тоже индивидуальный. Прежде всего, учитывалась возможность естественного освещения. С этой целью выполнены геометрические окна разной формы – ромб, круглые как колодец. Окна есть как на стенах, так и на потолке. Это выполнено не только для красоты и индивидуальности здания. Это еще и энергосбережение. Инженерия помещения музея учитывает особенности хранения картин, поддерживает температуру и влажность, обеспечивает воздухообмен для комфортного пребывания посетителей. В результате проекта в музее будут большие просторные залы с возможностью трансформации для любой экспозиции.

Еще строится высшая школа искусств - там будет организована комфортная аудитория для обучения с учебными сценами. У здания интересная архитектура наружного фасада с применением кортеновской стали. Кортеновская сталь - лейтмотив всего города и применяется на других архитектурных объектах Калининграда.

— В каждом театре есть своя особая транспортно-складская система? Строящийся театр не исключение?

— Для перемещения декораций, театрального оборудования и их хранения в театре разработана сложная система производственно-складской транспортной системы. Система хранения декораций и их транспортировки, не побоюсь этого слова, фантастическая. Магия театра начинается не только с вешалки, если перефразировать известный постулат. Еще театр начинается с хранения декораций.

На первом этаже предусмотрены специальные помещения, куда может заехать большая грузовая машина, перевозящая специальные сетки для декораций. Например, на один спектакль разгружается 3-5 таких сеток, а размер этих сеток внушительный: 40 футов морской контейнер - это 12 м в длину, 2 м в ширину и 2,40 м в высоту. После разгрузки этих сеток на специальной поворотно-разворотной площадке декорации разворачивают и на специальном лифте-подъемнике поднимают наверх. 

Надо отметить, что всего в театре запроектировано 16 лифтов, 8 эскалаторов, 2 спец подъемника на 10 тонн каждый.

Таким образом, конструкция театра предусматривает сложную современную транспортно-складскую систему, всё это вписывается в архитектуру здания и служит нуждам театра.

Если мы коснулись «кухни» театральной работы, то надо сказать о производственно-складском комплексе (ПСК), где не просто складируют декорации, но могут и производить их. Это здание будет стоять отдельно от трех других зданий кластера. В нем могут храниться декорации для 5 спектаклей, а это 15 сеток.  В этом здании по требования театра сделан коридор шириной 4 метра. Этот коридор – коммуникационная артерия ПСК по нему перемещают объемные декорации, его размер идентичен размеру коридора на 1 этаже театра, где разгружаются декорации.

Помимо Калининграда, строительство культурно-образовательных комплексов идет еще в трех городах: Кемерово, Владивостоке и Севастополе.

Несмотря на общее название и задачи, каждый проект индивидуален, технически сложен по-своему и учитывает месторасположение региона, климат и особенности размещения. Они разные по географии, по форме зданий. Три города, в которых строятся современные культурные пространства находятся на периферии, по границам, а один в самом центре страны, в достаточно мощном промышленном регионе – речь про город Кемерово, где культурный объект находится в центре города и интегрирован в существующий ландшафт. Здания объединены общей стилобатной частью, в которой расположена двухуровневая автостоянка для посетителей, атриум - многофункциональное фойе с возможностью круглосуточного и круглогодичного функционирования, ресторан, киоски, гардероб и др. пространства. Проблему остекленности здания в сибирском регионе было решено с помощью увеличения толщины специальных энергосберегающих стеклопакетов.

Здание будущего филиала Мариинского театра состоит из трех объемов и символизирует кристаллы угля, что отражает особенность Кузбасского региона.  По сути, это новый культурный центр Кемерово.

Во Владивостоке флагманские здания культуры строятся на самой высокой исторической точке города – сопке Орлиное гнездо. С этой точки открывается красивый вид на бухту. Эта сопка – визитная карточка Владивостока. При проектировании культурного кластера была придумана идея трёх рук, держащих друг друга за запястья. Это символизирует единство трёх пользователей нового пространства: театра, музея и института.

При проектировании и строительстве культурных объектов во всех 4 городах активно применяются современные технологии энергосбережения, которые позволяют без труда управлять температурным режимом внутри зданий. Особое внимание уделяется вентиляции зданий, в частности, выставочных залов и фондохранилищ. Создаются специальные системы реставрации и система хранения произведений искусства.

Строящиеся одновременно в 4-х городах России культурно-образовательные комплексы - это самая масштабная культурная стройка страны. Комплексы послужат развитию экономического и социального потенциала регионов и будут иметь особое экономическое и социальное значение не только для региона, но и для страны в целом.

После сдачи объектов в эксплуатацию каждый из этих центров станет точкой притяжения, местом культурной жизни в своём регионе, базой для получения образования и формирования кадров для дальнейшего трудоустройства. Благодаря строительству жители регионов, находящихся на большом расстоянии от культурных столиц, в полной мере смогут почувствовать себя причастными к великой многонациональной культуре страны.