24 апреля 2025
На строящемся Калининградском филиале Большого театра, возводимом на Октябрьском острове, успешно завершён монтаж акустических штор Effertz — важнейшего элемента в создании уникальной акустической среды.
Двенадцать массивных акустических рулонов, вес каждого из которых варьируется от 13 до 15 тонн, аккуратно размещены в карманах сцены, за сценой и в зонах сборки Большого зрительного зала. Эти гиганты, поднятые на впечатляющую высоту 15 метров, теперь готовы выполнять свою ответственную функцию.
Поставленная задача — воссоздать в Калининграде акустическое совершенство исторической сцены Большого театра в Москве. Особые требования, предъявляемые к акустике концертного зала, нашли отражение в каждом элементе проекта. Зрительный зал спроектирован с заботой о каждом слушателе, обеспечивая кристально чистое звучание и разборчивость вокала от первого ряда партера до самых удалённых мест на балконе. Тщательные акустические расчёты гарантируют соответствие мировым стандартам.
В рамках реализации проекта были учтены мельчайшие нюансы взаимодействия звуковых волн. Разработчики добились идеального баланса между мощным звучанием оркестра и голосом певца, обеспечив взаимную слышимость музыкантов, а также артистов на сцене и в оркестровой яме. Акустические занавесы играют в этой симфонии звука особую роль, выступая в качестве эффективного инструмента контроля реверберации, уменьшения эха и защиты от внешних шумов.
Индивидуально спроектированные акустические завесы, изготовленные из материалов, соответствующих самым строгим требованиям пожарной безопасности, стали воплощением передовых инженерных решений.
«Всё техническое оснащение, архитектурные и акустические параметры зрительного зала были определены на этапе подготовки проектной документации, — рассказывает генеральный директор «СТГ-Запад» Дмитрий Ржанников. — Выполнено компьютерное моделирование архитектурной акустики, выявлены потребности в организации геометрической формы помещений и применении материалов, влияющих на правильное распределение звуковых волн. В театре звук будет организован по трём сценариям: его должны хорошо слышать зрители, артисты на сцене, а также музыканты должны слышать самих себя. Это совокупность проектных решений, которые взаимосвязаны».
На протяжении всего процесса реализации проекта эксперты в области акустики будут осуществлять авторский надзор, внимательно следя за соблюдением всех рекомендаций и проводя необходимые испытания. При необходимости будут вноситься коррективы, направленные на достижение безупречного звучания в новом храме искусства. Ведь этот объект — не просто строительный проект, а инвестиция в культурное наследие, создание пространства, где музыка будет жить и вдохновлять поколения.