При Багаевском гидроузле идет устройство котлована под водосбросную плотину

При Багаевском гидроузле идет устройство котлована под водосбросную плотину

Котлован под водосбросную плотину

В рамках строительства Багаевского гидроузла, одного из крупнейших объектов транспортной инфраструктуры в Ростовской области, продолжается выполнение основных видов работ. Багаевский гидроузел позволит решить проблему судоходства на Нижнем Дону, обеспечив необходимы габариты судового хода, а также будет использован в целях рыбного хозяйства, коммунально-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения. Строительство ведется силами ГК «Стройтрансгаз» по Поручению Президента РФ.

IMG_2334_1.jpg

Иглофильтровые установки

На острове Арпачинском продолжается устройство котлована под водосбросную плотину.  Для решения распространенной проблемы при гидротехническом строительстве – затопление котлована и подмыв фундамента грунтовыми водами проводятся мероприятия по водопонижению. Для снижения уровня подземных вод (водопонижение) используются иглофильтровые установки – насосные агрегаты, состоящие из иглофильтров, водосборного коллектора и насосного агрегата. По мере увеличения глубины котлована иглофильтры переустанавливаются ярусами. Работы по водопонижению и разработке грунта между собой циклично связаны. После снижения уровня воды разрабатывается грунт, затем опять выполняется водопонижение, и снова производится выемка грунта. На сегодняшний день достигнута отметка минус 5 метров по всему котловану. Иглофильтры переустановлены на второй ярус, начата разработка грунта до отметки минус 7,5 метров. Во время проведения работ в котловане откачка воды происходит постоянно. Разработано более одного миллиона кубометров грунта.

IMG_2365.jpg

Погружение шпунта Ларсена

Продолжается устройство причально-подходных каналов, предназначенных для захода судов в шлюз, выхода из него и ожидания шлюзования.

«Причальные сооружения Багаевского гидроузла выполнены в виде заанкеренного больверка. Лицевые стенки причально-подходных каналов (направляющие палы) выполнены из шпунта Ларсена Л5-УМ. На сегодняшний день в верхнем бьефе полностью закончена лицевая стенка левой палы, с тыльной стороны идут работы по устройству анкерных плит, служащих своего рода якорем для стенок канала. Параллельно ведутся работы по устройству щебеночной призмы, призванной предотвратить в будущем вынос грунта через отверстия в шпунте в месте крепления анкерной тяги», - рассказал директор по организации строительства Багаевского гидроузла АО «Стройтрансгаз» Левани Хумарашвили.  
Аналогичные работы по устройству причально-подходных каналов ведутся в районе нижнего бьефа. На сегодняшний день в верхнем бьефе погружено шпунта Ларсена 1098 штуки, в нижнем – 557 шт.

IMG_2384.jpg

Устройство щебеночной призмы и анкерных плит

На площадке строительства рыбоходно-нерестового канала (РНК) продолжаются работы по водопонижению и разработке грунта. На участке, где данные работы уже выполнены, производится укладка геотекстиля и крепление дна и откосов канала щебнем. Уложено 27,9 тысяч квадратных метров геотектиля, засыпано 13,4 тысяч кубометров щебня.
На головном регуляторе РНК идёт заливка первой плиты флютбета - искусственного ложа для протекания водного потока. В будущем функционалом головного регулятора станет поддержание оптимального расхода воды в рыбоходно-нерестовом канале. Выполняются работы по армированию остальных плит флютбета и подпорной стенки, призванной защитить канал от размыва рекой.

WhatsApp Image 2023-04-19 at 13.49.31.jpeg

Заливка первой плиты флютбета 

«На объекте продолжаются работы. Задействовано 596 человек и 154 единицы техники. Работы ведутся в две смены, без помех для судоходства. На данном этапе особое внимание уделяем строительству основных сооружений в створе гидроузла: водосбросной плотине и двуниточному шлюзу», - рассказал заместитель генерального директора ФКУ «Ространсмодернизация» Денис Ахаев.

Он также добавил, что в летний сезон запланировано начало проведения работ по строительству вспомогательных береговых производственных объектов и поселка для специалистов, которые будут заниматься эксплуатацией гидроузла. Также планируется приступить к строительству дамб, ограждающих водохранилище.

ФКУ «Ространсмодернизация» выступает государственным заказчиком работ.

Справочно:
Бьеф - место примыкания водной поверхности к гидротехническому сооружению. Верхний бьеф – выше по течению реки, нижний – ниже.


О проекте:
Багаевский гидроузел — важнейший инфраструктурный проект не только для Ростовской области, но и для всей страны. В состав строящегося гидроузла входят: судоходный шлюз с центральным пунктом управления, верхним и нижним подходными каналами с причально–направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно–нерестовый канал меандрирующей формы и рыбопропускной шлюз, объекты производственного, служебно–технического и вспомогательного назначения, посёлок для эксплуатирующего персонала. Для обеспечения безопасности судоходства устраиваются руслорегулирующие дамбы, для предотвращения развития эрозионных процессов (размыв и обрушение) берегов, от воздействия судовой волны и снижению негативного воздействия вод на население, проживающее в данных районах – дамбы берегоукрепления. В целях обеспечения гарантированных габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на участке от створа Кочетовского гидроузла на 3004.5 км судового хода Единой глубоководной системы (ЕГС) до створа Багаевского гидроузла на 3089 км судового хода ЕГС предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки.