Головной регулятор рыбоходно-нерестового канала БГУ готов на 60 %

Багаевский гидроузел призван не только решить проблему лимитирующих участков на Нижнем Дону, обеспечив необходимые габариты водного пути, но восстановить популяцию донских рыб. Работы по реализации одного из крупнейших объектов транспортной инфраструктуры Ростовской области ведет ГК «Стройтрансгаз».

Строящийся Багаевский гидроузел уникален по минимальному воздействию на окружающую среду, благодаря небольшой подпорной высоте (2 метра). Сооружение будет использовано для пропуска судов, а также в целях рыбного хозяйства, коммунально-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.

IMG_3297.jpg

В состав рыбохозяйственных сооружений Багаевского гидроузла входят рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал, которые позволят увеличить нагульные возможности для молоди и взрослых рыб, что создаст благоприятные условия для развития рыбного хозяйства региона.

Рыбоходно-нерестовый канал (РНК) располагается на правом берегу реки Дон и конструктивно состоит из следующих элементов: входной оголовок, тракт РНК, головной регулятор, управляемые искусственные нерестилища с впускными и устьевыми регуляторами и дамба обвалования.

На сегодняшний день головной регулятор, предназначенный для поддержания оптимального расхода воды в рыбоходно–нерестовом канале, готов на 60 %. Головной регулятор представляет собой гидротехническое сооружение, состоящие из входного участка, самого регулятора, оснащенного гидромеханическим оборудованием, и выходного участка. Входной участок служит для соединения регулятора с рекой, а выходной – с рыбоходно-нерестовым каналом. Все сооружение необходимо для контроля расхода воды и предназначено для предохранения русла РНК от размыва речным потоком. Регулятор шириной 60 метров состоит из пяти двенадцатиметровых пролетов. Каждый из них включает в себя железобетонные плиты основания и быки (вертикальные опоры). Первый и пятый пролет имеют устои – береговые вертикальные опоры. Выходной участок включает в себя рисберменную плиту и 2 подпорных направляющих открылка длиной 21.5 м каждый, расположенных под углом 12° к регулятору.

IMG_3334.jpg

На сегодняшний день забетонированы первые этапы устоев головного регулятора. Бетонируются быки, на которых будет смонтировано гидромеханическое оборудование – затворы. Активно ведутся работы по разработке понура (площадка перед гидротехническим сооружением для предохранения от размыва) с последующей отсыпкой щебнем и камнем. Рисберма (плита в выходном участке, укрепляющая дно водотока от размыва) закончена в полном объеме. Идет подготовительная работа по устройству площадки козлового крана.

Головной регул.jpg

ФКУ «Ространсмодернизация» выступает государственным заказчиком работ.

О проекте:

Багаевский гидроузел — важнейший инфраструктурный проект не только для Ростовской области, но и для всей страны. В состав строящегося гидроузла входят: судоходный шлюз с центральным пунктом управления, верхним и нижним подходными каналами с причально–направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно–нерестовый канал меандрирующей формы и рыбопропускной шлюз, объекты производственного, служебно–технического и вспомогательного назначения, посёлок для эксплуатирующего персонала. Для обеспечения безопасности судоходства устраиваются руслорегулирующие дамбы, для предотвращения развития эрозионных процессов (размыв и обрушение) берегов, от воздействия судовой волны и снижению негативного воздействия вод на население, проживающее в данных районах – дамбы берегоукрепления. В целях обеспечения гарантированных габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на участке от створа Кочетовского гидроузла на 3004.5 км судового хода Единой глубоководной системы (ЕГС) до створа Багаевского гидроузла на 3089 км судового хода ЕГС предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки.