Вода и волны штурмуют опоры

Смагин Максим Алексеевич, Директор Дирекции реализации проектов «Пермский край»

В разгар перестроечных лет в Перми началась масштабная стройка — в 1988 году был дан старт возведению моста через реку Чусовую. Окончания стройки ждали многие пермяки, что неудивительно: до этого в город добирались с пересадками при помощи паромной переправы, а зимой Чусовую переходили по льду. С появлением моста добраться из Перми до городов на севере Прикамья стало возможно на автомобиле — и всего за несколько часов. В 2013 году активно заговорили о второй очереди строительства моста, а в 2019-м мост-близнец начали возводить на расстоянии 18 метров западнее от моста действующего. Чем же уникально это сооружение, с какими трудностями команде специалистов пришлось столкнуться при проектировании и строительстве и как эти трудности удалось преодолеть, рассказывает руководитель дирекции реализации проектов «Пермский край» АО «Стройтрансгаз» Максим Смагин.

Читать интервью на сайте отраслевого журнала «Вестник» (нажмите для прочтения)

Пролог

— Новый Чусовской мост — это один из крупнейших и наиболее дорогих инфраструктурных проектов, реализующихся на территории Прикамья. Но гораздо выше стоимости — его значимость для развития экономики Пермского края и населения — дачников, жителей Верхнекамья, жителей севера региона — все они ждут, когда исчезнут пробки на этом участке въезда в Пермь. Поэтому можно говорить о том, что на нас возложена ответственная миссия — сделать жизнь наших земляков более удобной и комфортной.

73836253-7b9a-4118-97db-7e14d7935e79.jpg

мост через р.Чусовая в Пермском крае

Выдающийся объект

— Сам по себе мост через Чусовую уникален своей протяженностью (1506 метров), длиной перекрываемых пролетов (до 147 метров), разнотипными конструкциями пролетных строений с левого и правого берега. Вообще, с точки зрения проектирования, мост иначе как уникальным сооружением нельзя назвать. Он одновременно выполняет ряд важнейших свойств: обеспечивает безопасную пропускную способность с перспективой интенсивности транспортного движения на десятилетия вперед, удовлетворяет требованиям судоходства, гарантирует безопасный пропуск паводков и ледохода, обеспечивает грузоподъемность для пропуска подвижной нагрузки определенного вида. Кроме того, нужно учитывать, что мост должен быть долговечным, надежным и устойчивым сооружением, а также экономичным, при котором его полная стоимость строительства, содержания, ремонта и возможной реконструкции будет оптимальной. Все эти свойства были реализованы на стадии проектирования, где были выбраны оптимальные параметры сооружения. При всем этом важную роль играет устройство фундаментов глубокого заложения в сложных инженерно-геологических условиях (например, при наличии скальных включений, карстующихся пород), где глубина свай достигает 50 метров. Поэтому в процессе строительства моста была применена техника повышенной грузоподъемности, при сооружении опор применены специальные буровые агрегаты с привлечением барж и буксиров, были построены вспомогательные мосты, с которых осуществлялся больший объем строительно-монтажных работ при устройстве опор. Новый мост является копией существующего, и для гармоничного архитектурного ансамбля аналогичных искусственных сооружений при разработке проекта учтено их близкое расположение друг от друга. Также такой вариант расположения мостов учитывает габариты приближения автомобильных подходов к ним, а с экономической точки зрения это оптимальные объемы работ при реконструкции дорожной части объекта. Мы учли и судоходные условия, при которых положение опор нового моста относительно существующего не должно создавать препятствий для движения речных судов. Близкое расположение мостов одновременно направлено на уменьшение негативного влияния ветровых нагрузок и предотвращение аэроупругих колебаний конструкций пролетных строений.

d5790311-4958-4df4-b820-a13169e52d2f.jpg 

Преодолеть все

— При устройстве фундаментов опор моста стали появляться сложности: в толще массива грунта попадались скальные включения больших фракций, что затрудняло проведение буровых работ для устройства свайного основания опор до проектных отметок и погружение свай ограждений котлованов. При устройстве русловых опор в паводковый период мы предусматривали дополнительные мероприятия для снижения ледовых нагрузок на ограждение котлованов.

В целом все процессы производства строительно-монтажных работ основаны на стандартных приемах, а их инновационная составляющая часть заключается в том, что мы применяли унифицированные и новые специальные вспомогательные сооружения и устройства. Эти сооружения и устройства упрощают строительные процессы тем, что сокращают их трудоемкость и сроки строительства. Так, при устройстве плиты проезжей части пролетного строения моста с левого берега Чусовой нами применяется несъемная опалубка из фибробетонных плит, а при сборке пролетных строений применяется метод укрупнительной сборки, поперечная и продольная надвижка укрупненных блоков.

Запустить движение по новому мосту планируется уже в этом году. Предполагается, что после строительства моста все движение на один сезон перенесется на него и за это время будет произведена реконструкция действующего моста.

73836253-7b9a-4118-97db-7e14d7935e79.jpg