Багаевский гидроузел – ступень каскада гидроузлов

Каскад Нижне-Донских гидроузлов

Багаевский гидроузел был запланирован еще в середине прошлого столетия в комплексном проекте строительства Волго-Донского пути. В комплекс входили Волго-Донской судоходный канал и каскад Нижне-Донских гидроузлов: Цимлянский, Николаевский, Константиновский, Кочетовский, Багаевский и Аксайский.

К началу строительства существовал только Кочетовский гидроузел, построенный еще в 1920 году. На первом этапе осуществления глобального проекта были созданы Волго-Донской судоходный канал и Цимлянский гидроузел с водохранилищем и гидроэлектростанцией (ГЭС). Строительство канала велось круглосуточно и завершилось в рекордные для тех времен сроки, продлившись всего 4,5 года. Волго-Донской канал соединил в единую воднотранспортную сеть не только две реки – Дон и Волгу, но пять морей: Белое, Каспийское и Балтийское с Азовским и Черным. В честь этого события возле одного из шлюзов канала был установлен монумент «Соединение пяти морей». Сам канал еще интересен тем, что его протяженность составляет более 100 километров. Суда проходят по нему 11-12 часов, минуя 13 шлюзов. Помимо канала были построены поселки для строителей, водохранилища и около ста гидротехнических сооружений, таких как дамбы, плотины и шлюзы. Цимлянский гидроузел – первая ступень каскада Нижне-Донских гидроузлов является многофункциональным гидротехническим сооружением. Он не только образует регулирующее водохранилище, но создает условия для транзитного судоходства и самотечного орошения земель путем попуска воды через плотину. На ГЭС при гидроузле получают электроэнергию.

Николаевский гидроузел.jpg

Николаевский гидроузел

Константиновский гидроузел.jpg

Константиновский гидроузел

Кочетовский гидроузел.jpg

Кочетовский гидроузел

За время второго этапа строительства Волго-Донского пути были построены Николаевский и Константиновский гидроузлы. В состав Николаевского, также, как и Константиновского гидроузла, входит водосливная плотина и шлюз, обеспечивающий подъем и пуск судов между участками реки с разным уровнем воды.

Планируемый третий этап строительства Волго-Донского пути предполагал устройство Багаевского и Аксайского гидроузлов. Их возведение позволило бы обеспечить гарантированную глубину 4 м судового хода вплоть до Ростова-на-Дону. Но этот этап не был реализован в связи с экономической обстановкой, сложившейся на тот момент в стране.

К началу 2000-х годов на Дону оставались два больших лимитирующих участка водного пути на Дону: Кочетовский гидроузел и сложный участок от Кочетовского гидроузла до Арпачинского переката. После ввода в эксплуатацию Волго-Донского канала габариты Кочетовского шлюза стали серьёзным препятствием для судоходства, так как новые суда, достигавшие в длину 130—140 метров, в камеру шлюза просто не помещались. Проблему решили путем устройства нового шлюза, эксплуатация которого началась в 2008 году.  

В 2017 году по Поручению Президента РФ и на основании Постановления Правительства РФ было начато строительство Багаевского гидроузла.  Первый этап выполнен генеральным подрядчиком ГК «Стройтрансгаз»: построен причал, проведены дноуглубительные работы на судоходной прорези и в зоне строительства причала, намыты площадки под будущие сооружения гидроузла, построена временная линия электропередач для обеспечения строительства объектов второго этапа. Выполнены компенсационные мероприятия по ущербу водным биоресурсам.

БГУ 4.jpg

Визуализация Багаевского гидроузла - судоходный шлюз

БГУ 6.jpg

Водосбросная плотина с рыбопропускным шлюзом

На сегодняшний день ГК «Стройтрансгаз» осуществляет работы второго этапа проекта. В створе гидроузла будут устроены судоходный шлюз, верхний и нижний подходные каналы с причально-направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно-нерестовый канал, поселок эксплуатационников, подъездные дороги, объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения. На территории Багаевского водохранилища будут построены дамбы инженерной защиты территорий, участки берегоукрепления и участки спрямления русла, Аксайский водосброс–регулятор. А также выполнено дноуглубление в зоне водохранилища и на участке нижнего бьефа.

Строительство Багаевского гидроузла – последней ступени каскада Нижне-Донских гидроузлов, поможет повысить конкурентоспособность грузовых перевозок внутренним водным транспортом, ликвидировать ограничения на водном пути, улучшить условия работы водохозяйственного комплекса донского региона.