Водопонижение на Багаевском гидроузле

Водопонижение водоемов, образованных в результате перекрытия правого рукава реки Дон

В Ростовской области в районе х. Арпачин ГК Стройтрансгаз ведет строительство крупнейшего не только в рамках южного округа, но и в масштабах всей страны инфраструктурного объекта - Багаевского гидроузла (БГУ). Проект призван решить ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на качество жизни в регионе: нехватку воды для питьевого, хозяйственного, промышленного пользования, а также сельского хозяйства, рыболовства и судоходства.

В настоящее время при строительстве Багаевского гидроузла ведется водопонижение котлована под водосбросную плотину. Снижение уровня подземных вод при строительстве гидротехнических сооружений – одна из первостепенных задач при устройстве котлована.

DJI_0073_1.jpg

Водопонижение водоемов, образованных в результате перекрытия правого рукава реки Дон

Работы по водопонижению - искусственному понижению уровня подземных вод тесно связаны с разработкой грунта котлована и ведутся в несколько этапов. Сначала выполняется откачка воды с поверхности водоемов, которые образовались после перекрытия правого рукава реки Дон строительными перемычками. Работы выполняются с помощью мотопомп, установленных на промежуточных бермах (горизонтальная площадка по верхнему краю котлована, защищающая котлован от обрушения). После осушения котлована начинается разработка грунта, которая производится под защитой разгрузочных скважин, размещенных внутри котлована. После снижения уровня воды до минус пяти метров придет очередь иглофильтровых установок. Проектом предусмотрено устройство 7 комплектов иглофильтровых установок ЛИУ-6БМ. Длина иглофильтров от 4 до 7 метров. По мере увеличения глубины котлована иглофильтры будут переустанавливаться ярусами. То есть после снижения уровня воды на 3-4 метра система перемещается на следующую глубину. Под защитой иглофильтров разработка котлована будет вестись до достижения проектной отметки равной минус 9,3 м.

О проекте:
В состав строящегося гидроузла входят: судоходный шлюз с верхним и нижним подходными каналами, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно–нерестовый канал меандрирующей формы и рыбопропускной шлюз, объекты производственного и технического назначения, посёлок для эксплуатирующего персонала.  Для обеспечения безопасности судоходства будут устроены руслорегулирующие дамбы, для предотвращения развития эрозионных процессов (размыв и обрушение) берегов, от воздействия судовой волны и снижению негативного воздействия вод – дамбы берегоукрепления. В целях обеспечения гарантированных габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на участке от створа Кочетовского гидроузла на 3004.5 км судового хода Единой глубоководной системы (ЕГС) до створа Багаевского гидроузла на 3089 км судового хода ЕГС предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки.