Ход строительства Багаевского гидроузла

Котлован головного регулятора РНК

Продолжается устройство Багаевского гидроузла - федерального проекта стратегического значения, одного из крупнейших объектов транспортной инфраструктуры в Ростовской области. Строительство ведется по Поручению Президента РФ силами ГК «Стройтрансгаз». Багаевский гидроузел будет использован в целях рыбного хозяйства, коммунально-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.

Основной котлован на о.Арпачинском для выполнения работ условно разделен на две части: под судоходный шлюз и водосбросную плотину. На сегодняшний день выполняются мероприятия по водопонижению и разработке грунта в котловане под водосбросную плотину.

Работы между собой циклично связаны. После снижения уровня воды разрабатывается грунт, затем опять выполняется водопонижение, и снова производится выемка грунта. И так до достижения проектной отметки равной минус 9,3 м. Разработано более 900 тысяч кубометров грунта.

При строительстве БГУ продолжается устройство причально-подходных каналов в верхнем и нижнем бьефах, назначение которых в обеспечении удобного захода судов в шлюз, выхода из него, а также комфортного ожидания кораблями шлюзования. Стены причально-подходных каналов (направляющие палы) выполнены из шпунта Ларсена Л5-УМ. На сегодняшний день в верхнем бьефе погружено 956 штуки, в нижнем – 336 шт. Параллельно идут работы по устройству анкерных плит, которые служат своего рода якорем для стенок канала. Для усиления анкерного ростверка (верхняя часть свайного фундамента) выполняется погружение свайных труб.

IMG_2233.jpg

Армирование монолитной плиты флютбета

«Багаевский гидроузел не только призван решить проблему судоходства на Нижнем Дону. В комплекс гидроузла включен рыбоходно-нерестовый канал (РНК). Это сооружение в составе БГУ имеет особую значимость для региона и развития его рыбного хозяйства - искусственное нерестилище позволит увеличить нагульные возможности для молоди и взрослых рыб. Производительность канала будет превышать современные показатели в 2,5 - 3 раза, - рассказал директор по организации строительства Багаевского гидроузла АО «Стройтрансгаз» Левани Хумарашвили.

На сегодняшний день в тракте рыбоходно-нерестового канала выполняются работы по водопонижению и разработке грунта. На участке, где данные работы уже выполнены, производится укладка геотекстиля и крепление дна канала щебнем.

Идут работы на головном регуляторе РНК, который представляет собой гидротехническое сооружение, состоящие из входного участка, флютбетной части (искусственное ложе для протекания водного потока) и выходного участка. В будущем его функционалом станет поддержание оптимального расхода воды в рыбоходно-нерестовом канале. Выполняются работы по армированию фундаментной плиты флютбета и подпорной стенки, призванной защитить канал от размыва рекой.

Государственным заказчиком работ выступает ФКУ «Ространсмодернизация».

«На Багаевском гидроузле продолжаются строительно-монтажные работы на основных сооружениях. Данному проекту мы уделаем повышенное внимание. На данный момент на объекте задействовано порядка 500 рабочих и 160 единиц техники. Если говорить о конкретных работах, то сегодня приняли первый бетон, который был залит на оголовке регуляторе рыбоходно-нерестового канала. За день ориентировочно запланировано принять порядка 500 кубов», - рассказал заместитель генерального директора ФКУ «Ространсмодернизация» Денис Ахаев.

 

Справочно:

Перемычка – временное напорное сооружение. На БГУ устраивается в районах верхнего и нижнего бьефах.

Бьеф - место примыкания водной поверхности к гидротехническому сооружению. Верхний бьеф – выше по течению реки, нижний – ниже.

Ростверк – верхняя часть свайного фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания или сооружения.

 

О проекте:

Багаевский гидроузел — важнейший инфраструктурный проект не только для Ростовской области, но и для всей страны. В состав строящегося гидроузла входят: судоходный шлюз с центральным пунктом управления, верхним и нижним подходными каналами с причально–направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно–нерестовый канал меандрирующей формы и рыбопропускной шлюз, объекты производственного, служебно–технического и вспомогательного назначения, посёлок для эксплуатирующего персонала. Для обеспечения безопасности судоходства устраиваются руслорегулирующие дамбы, для предотвращения развития эрозионных процессов (размыв и обрушение) берегов, от воздействия судовой волны и снижению негативного воздействия вод на население, проживающее в данных районах – дамбы берегоукрепления. В целях обеспечения гарантированных габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на участке от створа Кочетовского гидроузла на 3004.5 км судового хода Единой глубоководной системы (ЕГС) до створа Багаевского гидроузла на 3089 км судового хода ЕГС предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки.