Перспективы дорожного строительства и импортозамещение в отрасли – итоги Форума в Сочи

Перспективы дорожного строительства и импортозамещение в отрасли – итоги Форума в Сочи

В Сочи с 30 мая по 1 июня прошел VIII Форум дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», организованный ГК «Автодор». Делегация ГК «Стройтрансгаз» посетила деловую программу Форума.

В этом году главная задача Форума – диалог власти и бизнеса в новых экономических реалиях. Представители государства, бизнеса и экспертного сообщества обсудили импортозамещение и использование инновационных технологий в дорожном строительстве, а также внедрение современных интеллектуальных транспортных систем. Выработанные в ходе дискуссий решения лягут в основу дальнейших изменений в научно-технической политике отрасли, цифровизации и развитии автомобильного туризма.

  • Вице-премьер Марат Хуснуллин:  «Трассу «Москва – Казань» длиной 811 км мы хотим построить за три с половиной года, и это будет рекорд»


Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин на полях Форума рассказал о ходе строительства в дорожной отрасли. Вице-премьер заявил, что Правительство настроено увеличивать темпы работы, во многом этому способствует практика опережающего финансирования строительства. Меры поддержки дорожного строительства направлены в первую очередь на успешную реализацию ключевых проектов автодорожной инфраструктуры с перспективой на развитие опорной сети.

«Мы сокращаем сроки строительства и серьёзно экономим, работая быстрее в условиях высокой инфляции. Для сохранения и наращивания темпов мы продолжаем сокращать инвестиционно-строительный цикл – переводим в разряд добровольных или упраздняем устаревшие требования»,сказал Марат Хуснуллин, а также отметил, что сегодня для тех, кто умеет и хочет строить, созданы хорошие базовые законодательные условия.

7OCiCOtg4lmFzGaWY6Rf8oXMVks3rTUL.jpg

Дорожное строительство по коридору «Запад – Восток», по словам Вице-премьера, также идёт ускоренными темпами. «Трассу «Москва – Казань» длиной 811 км мы хотим построить за три с половиной года, и это будет рекорд. На сегодняшний день мы идём без отставаний, несмотря на все сложности. От Казани дойдём до Екатеринбурга. Екатеринбург соединим с Челябинском. И дальше – Тюмень и дорога до Новосибирска с выходом уже на Монголию и Китай, – рассказал он. – Таким образом, транспортные коридоры обеспечат как южный транзит, так и автодорожное сообщение через всю страну, причём в планах строительства заложены все обходы городов и населённых пунктов, которых более 50».

Помимо этого, Правительство занимается развитием крупных проектов в рамках транснациональных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток». Марат Хуснуллин рассказал, как идёт развитие дорожного сообщения в направлении южных регионов – в Краснодарский край, Крым, с выходом на территорию Херсонской и Запорожской областей Украины, а также в Астраханскую область и в сторону Казахстана, Ирана и других евразийских стран. «Развитие коридора «Север – Юг» идёт по плану. Мы считаем, что основные работы уже сделаны, и в ближайшие три года мы их завершим»,сообщил Вице-премьер.

Марат Хуснуллин напомнил, что ключевая задача дорожного строительства поставлена Президентом и прописана в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». Так, идёт работа по приведению в нормативное состояние 85% автомобильных дорог в 105 городских агломерациях. «Мы настроены этот план выполнить в 2023 году – на год раньше»,добавил он.

По словам Марата Хуснуллина, в Московской агломерации продолжат развиваться трассы М-1, М-3 и М-8, а в южном кластере будет активно идти строительство дорог Краснодарского края, включая Сочи и целый ряд крупных трасс.

 

  • План на 5 лет


Марат Хуснуллин отметил, что для обеспечения необходимых темпов строительства Правительство планирует утвердить пятилетний план с прогнозом до 2030 года, что позволит более гибко и оперативно реагировать на возникающие вызовы и эффективно использовать бюджетное финансирование.

Дорожные проекты невозможно реализовывать с глубиной планирования в один год. Для серьезных инфраструктурных проектов нужна глубина планирования в пять лет.

«Раньше жили в перспективе трехлетки, и вот буквально на этой неделе будем докладывать президенту о пятилетке. Почему о пятилетке? Потому что вот такие крупные проекты в три года не уложишь, надо иметь призму минимум в пять лет и видение как минимум до 2030 года»,- сказал Вице-премьер.

Марат Хуснуллин особо подчеркнул, что главным ориентиром в строительстве дорог является одобрение населения и сегодня реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» получает самую высокую оценку граждан. «Все регионы серьёзно подтянулись, губернаторы в активном режиме работают, – отметил вице-премьер. – Это тоже позволяет нам надеяться, что мы справимся с нашими планами. Важно на ближайшие годы давать не только объёмы строительства, но и качество. Надо серьёзно заниматься новыми технологиями»,- добавил он.

1.JPG

  • Развитие скоростных дорог


ГК «Автодор» организовала отраслевую выставку, на которой представила новое видение трех проектов развития скоростных дорог от Балтийского до Черного моря с выходом на Урал: Джубга – Сочи, КАД-2 и «Меридиан».

В рамках проекта «Южный кластер» предлагается строительство скоростной автомобильной дороги Горячий ключ – Адлер (дублер А-147), включая обходы городов: Адлер, Сочи, Лазаревское, Туапсе.

Проект «Меридиан» связан со строительством Юго-Западной хорды, чтобы соединить Урал с портами Азовского, Каспийского и Черного морей – юго-западную часть нашей страны с Уралом, построив настоящий каркас скоростных автомобильных дорог. В данный момент завершены работы по транспортному моделированию, разрабатываются основные технические решения.

По проекту КАД-2 для Санкт-Петербургской агломерации разработаны варианты, где новая кольцевая будет иметь выходы на М-11 «Нева» и региональную широтную магистраль скоростного движения (ШМСД).

Кроме того, в рамках выставки были представлены беспилотные летательные аппараты, оборудованные фото- и видеокамерами высокого разрешения, тепловизорами, лазерными сканерами.

Оборудование позволяет решать большой ряд задач в области инженерных изысканий, мониторинга движения. Также была показана мобильная лаборатория «Автодор-Инжиниринг», которая сочетает в себе самое передовое оборудование в области технологии производства и укладки асфальтобетона. Применение данного оборудования позволяет получать данные оперативно на месте производства работ и в течение 1–2 часов проводить контроль качества и корректирующие мероприятия.

«Сейчас роль транспортной инфраструктуры становится особенно значимой, — отмечает депутат Государственной Думы, председатель Экспертного совета при Комитете по строительству и ЖКХ Владимир Ресин. — Мы не сможем оперативно решить проблемы логистики, если не построим в сжатые сроки современные скоростные дороги». По мнению депутата, представленные на Форуме проекты внушают оптимизм.

3.JPG

  • Импортозамещение дорожной техники и технологического оборудования


Первый Заместитель Председателя Правления по инвестиционной политике ГК «Автодор» Игорь Коваль рассказал, что совокупный объем потребности дорожной техники сейчас оценивается в 36–38 тысяч единиц в год. Общий совокупный мировой рынок – это миллион машин, из которых 50% (или 500 тысяч машин) эксплуатируются в КНР, где, собственно, большая часть дорожно-строительной техники производится.

Совокупный объем потребности крупнейших дорожных подрядчиков и субъектов РФ на ближайшие три года составляет порядка 31 тысячи единиц техники.

У подрядчиков Госкомпании «Автодор» примерно 35% парка техники нуждается в замене в горизонте 5 лет. Не все представители строительно-дорожных организаций в курсе, что конкретно производит отечественный автопром. В связи с этим совместно с Минпромторгом РФ и НАИК (Национальная ассоциация инфраструктурных компаний) предложено обеспечить взаимодействие автопрома и дорожных строителей, донеся информацию о том, что сегодня могут производить отечественные предприятия, и продумать вопросы сервисного обслуживания техники.

По словам заместителя Председателя Правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Виктории Эркеновой, за четыре месяца текущего года спрос на инфотелекоммуникационное оборудование вырос на 30%. Российское производство сможет адаптировать необходимый объем оборудования для реализации проектов.

В настоящее время значительная часть аппаратно-программных решений, которые используются в составе системы взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) на дорогах М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Нева», - отечественные. Кроме того, политика импортозамещения Госкомпании включает развитие уникальных инновационных технологий. Примером этого является система взимания платы «Свободный поток». Система позволяет оплачивать проезд без остановки движения транспорта. «Свободный поток» функционирует на ЦКАД в Москве и Московской области. По словам Виктории Эркеновой, это российское решение превосходит по функциональности иностранные.

Второй составляющей АСУДД и взимания платы является периферийное оборудование. Именно в этом вопросе пока остается окно возможностей для российских производителей, которые сейчас активно адаптируются под запросы рынка и предлагают свою продукцию и услуги в освободившихся нишах.

ВЭБ.РФ для дополнительного снижения финансовой нагрузки на бизнес готов через свои инструменты финансировать набор объектов дорожной инфраструктуры от 3 млрд рублей, отметила в своем выступлении Вице-президент Блока «Проекты развития» ВЭБ.РФ Вера Александрова.

4.JPG

  • Потенциальные партнеры в импортозамещении


На выставке техники в рамках Форума дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве» свои разработки представили не только те производители, которые уже сотрудничают с госкомпанией, но и ее потенциальные партнеры — из России, Белоруссии и Китая.

Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин говорил, что зависимость отрасли от импортных поставщиков достигает 50%. В настоящее время острой проблемы нет: техники и запчастей для нее хватает. Но чтобы держать динамичный темп и дальше, нужно подыскивать альтернативные варианты.

О своей готовности поддержать госкомпанию заявили сразу несколько производителей. Представители МАЗ рассказали, что их завод, имея все необходимые комплектующие, работает в полную силу. Партнерство с китайскими поставщиками гарантирует им бесперебойность.

Завод «Смолмаш» презентовал на выставке комбинированную дорожную машину (КДМ) на базе МАЗа. Уникальность разработки в том, что она использует интеллектуальную систему управления и аналитики работы КДМ (оператор следит за процессом онлайн благодаря двум камерам) и необслуживаемый транспортер с «пальцами» вместо роликов во избежание заклинивания цепи.

Китайская компания Sany, выпускающая порядка 1500 машин (экскаваторов, грейдеров и проч.) в год, также заявила о себе на Форуме. Часть оборудования для их техники производится в Японии, однако представители компании уверяют, что в Россию поставки разрешены.

Компания «Продмаш» показала мобильное ограждение-прицеп, над которым трудились несколько лет. Система «Кор-бит» снижает тяжесть последствий в случае наезда легкового автомобиля, таким образом защищая строительную технику. А главная особенность прицепа «Продмаша» — 100% российских комплектующих и доказанная эффективность на 90 км/ч.

  • «Автодор»: в пик строительства трассы М-12 необходимо привлечь еще 14 тыс. рабочих


Председатель Правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал, что сейчас около 17 тыс. человек работают на строительстве трассы М-12 «Москва – Казань», а пиковый период, который наступит примерно через месяц, необходимо привлечь еще 14 тыс. рабочих.

«У нас там привлекают порядка 20% людей, которые живут рядом. Отработали, стройка ушла, ну, кто-то вернулся. Хотя часть и ездит так по стране. Мы знаем, что на любую стройку приди - и можно узнать географию той компании, где она строила. Потому что там есть люди из Воронежской, Ростовской областей, а теперь они строят, например, в Нижнем Новгороде»,- добавил Вячеслав Петушенко.

Комментируя ситуацию с дефицитом рабочей силы, глава госкомпании заявил, что подрядчики «нарастили» количество высококвалифицированных работников.

«Знаете, нам чуть-чуть попроще, поскольку техника, которую мы используем, высокопроизводительная. Доля ручного труда именно по дорожному строительству становится с каждым годом все меньше. И это, в том числе, потому что дефицит рабочей силы все равно существует»,- пояснил Глава Госкомпании.

Сложнее, по его словам, ситуация с кадрами обстоит в Москве, поскольку больше возможностей для выбора профессии. «Но я могу сказать, что нехватка рабочей силы, в том числе, заставила технику использовать уже более высокопроизводительную. И условия труда, которые на сегодняшний день есть, притягивают людей на наши стройки»,- подчеркнул Вячеслав Петушенко.

Председатель Правления Государственной компании «Автодор» отметил, что за последние годы дорожные строители нарастили достаточно мощный потенциал инженерно-технического персонала, в их парке лучшая техника с высокой производительностью. Это позволило набрать высокие темпы работ. Сейчас дорожники строят одновременно несколько объектов, в общей сложности 1,5 тысячи километров скоростных дорог первой технической категории. И сейчас один из главных вопросов – вопрос финансирования. Благодаря Правительству, в первую очередь Заместителю Председателя Правительства Марату Хуснуллину, тема финансирования остается на повестке, чтобы вовремя закончить проекты. Но без профессиональных кадров с этой задачей не справиться. В Госкомпании это понимают и готовы совместно с подрядчиками говорить о важности и значимости профессии дорожника.

5.JPG

  • Подписанные соглашения на полях Форума


На Форуме дорожных инициатив в Сочи был подписан ряд соглашений, среди которых:

-  ООО «Автодор-Платные Дороги» и АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» договорились о разработке транспондера в рамках программы импортозамещения. Соглашение предполагает совместное проектирование и изготовление отечественного транспондера* для бесконтактной оплаты проезда по платным участкам автомобильных дорог для регистрации и оплаты проезда.

*Транспондер — это электронное устройство для автоматической оплаты, которое позволяет проезжать пункты взимания платы (ПВП) на платных трассах почти без остановки.

- Подписано соглашение о производстве элементов системы оплаты проезда. ООО «Автодор-Платные Дороги» и ООО «СОРБ ИНЖИНИРИНГ» будут развивать научно-техническое сотрудничество, совместно участвовать в проектировании и разработке полнофункционального прототипа отечественного транспондера с максимальным использованием при создании прототипа комплектующих, сырья и материалов российского производства. Предполагается дальнейшее масштабирование и запуска в серийное производство транспондеров и антенн телеоплаты для применения на платных дорогах Российской Федерации.

Фото взяты с сайта ГК «Автодор».