Интервью на РБК. «Вопрос качественных дорог будет актуален еще не одно десятилетие»

Интервью на РБК. «Вопрос качественных дорог будет актуален еще не одно десятилетие»

Зачем России сегодня транспортный маршрут между Европой и Китаем, РБК+ рассказал директор по производственно-техническому обеспечению инфраструктурного строительства региональных проектов АО «Стройтрансгаз» Олег Абрамов.

Читать интервью на сайте РБК+ (нажмите для прочтения)

— Какое значение для России с учетом сложившейся экономической реальности имеют качественные дороги?

— В любые времена и для любой страны, любого общества дороги — жизненно важные артерии. Есть дорога — значит, есть и развитие территории вдоль нее. Так растут новые регионы, а качественные дороги обеспечивают им не только транспортную доступность, но и туристическую привлекательность. Учитывая размеры нашей страны и удаленность ряда территорий, вопрос возведения качественных дорожных покрытий будет актуален еще не одно десятилетие.

— Почему именно трасса М-12 Москва — Казань сегодня относится к приоритетным инфраструктурным проектам?

— М-12 — действительно крупнейший проект в области транспортного строительства современной России. Мы не просто строим дорогу. Мы создаем международный транспортный маршрут, который призван соединить страны Западной Европы с ключевыми азиатскими рынками вплоть до Юго-Восточной Азии. Географически мы находимся в самом центре того, что когда-то называлось Великим шелковым путем и функционировало за тысячелетия до современного мира. М-12 — проект, который необходим нашему государству как кислород.

— Сейчас идет первая стадия реализации проекта: к 2024 году планируется ввести в эксплуатацию участок протяженностью 80 км, который пройдет по Московской и Владимирской областям. Что уже готово?

— В настоящий момент мы досрочно вводим в эксплуатацию первый отрезок трассы протяженностью 48 км. Рабочее движение по нему будет пущено к концу текущего года. Окончание работ по этому участку «Стройтрансгаз» планирует не в 2024-м, а уже в следующем году. Это позволит разгрузить грузовой и пассажирский траффик в непосредственной близости от столицы, улично-дорожную сеть городов-спутников, повысить среднюю скорость движения и его безопасность. Ныне существующие дороги по владимирскому направлению местами довольно изношены, много населенных пунктов, на ряде участков не хватает полос движения. Это практически сплошная череда фур и грузового автотранспорта, идущего безостановочно и круглосуточно. Поэтому новый участок для жителей столичной агломерации существенно улучшит дорожную ситуацию, а любителям внутреннего туризма позволит быстро и с комфортом добираться до одной из жемчужин Золотого кольца России.

Проектируем и строим данную дорогу под категорию 1Б, которая подразумевает по две полосы движения в каждом направлении с полностью раздельными потоками, с полосами разгона и торможения, островками безопасности, отсутствием светофоров и одноуровневых пересечений с другими дорогами.

— Что при реализации такого проекта доставляет больше головной боли — природные особенности местности или человеческий фактор?

— В условиях современной стройки действует все одновременно. Во-первых, мы никогда не проектировали так быстро, не строили так быстро, перед нами стояла задача в кратчайшие сроки качественно выполнить работы и ввести в эксплуатацию достаточно большие и протяженные участки. Скажем, когда только вышли на проектные изыскания, на участке в 80 км находились более 20 установок, проводивших бурильные работы, съемку местности, инженерные мероприятия. Когда пришла пора возводить искусственные сооружения, на каждом участке трудилась, по сути, отдельная бригада специализированной техники — сваебойные и буровые установки, краны высокой грузоподъемности и т. д. Когда такая техника нужна одновременно всем, появляется рыночный ажиотаж и даже определенный дефицит.

То же самое касается поставки материалов, изделий, логистики — ведь одномоментно возводится сразу несколько участков М-12 и наши коллеги на других участках точно так же, как мы, искали поставщиков строительных конструкций, инертных материалов, мостовых балок, металлопроката. Значительные сложности возникали с настройкой правильных логистических цепочек, без которых невозможно вовремя доставить материалы, смонтировать их и сделать так, чтобы, говоря образно, не толкаться локтями с соседями, решающими сходные задачи.

Чисто технически на текущем этапе было сразу несколько сложных мест. Например, так называемый ПК-117 — участок, где трасса пересекает реку Киржач. Река в этой точке имеет довольно крутой изгиб примерно в 150 градусов, и по проекту получается, что трасса в одном из мест идет практически вдоль реки. Чтобы обезопасить дорожное полотно от размыва или эрозии, подпорную стенку длиной в несколько сотен метров, которая бережет участок дороги от возможного перемещения реки, мы выполнили из оставляемого шпунта.

Другим интересным и технически сложным местом стал ПК-283. Это старица древнего водоема, участок примерно в 250 м с очень слабым грунтом и торфами глубиной до 15–17 м. Замена грунта на таком участке вряд ли возможна, поэтому мы приняли решение в этой зоне уйти на эстакаду через заболоченный участок. Фундаменты буровых свай достигали глубины 30 м, длина пролетов — 63 м. То есть помимо небольших путепроводов и развязок с прилегающими дорогами получились два участка с довольно серьезными искусственными сооружениями, позволившими преодолеть природные сюрпризы.

— Пандемия COVID-19 и последующие события обнажили нехватку квалифицированных кадров в дорожном строительстве. Проблема сохраняется?

— Для нашей отрасли эта проблема по-прежнему остра. Если ситуация кардинально не изменится, трудности ждут и в ближайшем будущем. Не хватает основных строительных специальностей, именно в строительстве полностью утеряна школа среднего специального образования. Не хватает и простых дорожных рабочих, и прорабов, мастеров, начальников участков, геодезистов, инженеров по исполнительной документации. Значительное число тех, кто приходит работать, либо совсем не квалифицированы, либо обладают крайне невысокой квалификацией. Это касается как специалистов в области возведения искусственных сооружений, так и обычных рабочих.

Обилие исполнительной документации и различных проверок предполагает приличный штат инженерно-технических специалистов. С ними тоже все очень непросто. Пытаемся выходить из ситуации, привлекаем выпускников вузов. Там, где можно четко сформулировать задачу, — к примеру, если речь идет о подготовке комплекта исполнительной документации, — на аутсорсинг приглашаем сторонние команды. Пандемия действительно усложнила реализацию проектов, так как люди у нас работают вахтовым методом, живя и работая вместе неделями. Заболеваемость в таких ситуациях сразу вносит негативные коррективы.

Сейчас же немного другая история. Большинство наших строителей — мужчины молодого и среднего возраста. В последнее время в их отношении появились ограничения, с которыми мы пытаемся оперативно справляться. Так что пока человеческий ресурс так и остается одним из самых болезненных вопросов.

При этом мы с большим вниманием следим за соблюдением контрактных сроков. И то, что первые 48 км этой трассы компания сможет сдать в эксплуатацию досрочно, говорит о том, что основное понимание, как работать с такими проектами в нынешних условиях, у нас верное.

— Участок М-12 — главный проект «Стройтрансгаза» сегодня?

— Безусловно, он в приоритете. В настоящее время в портфеле компании 60 объектов от Дальнего Востока до Калининграда. К числу флагманских проектов отнесу строительство культурно-образовательных комплексов в Калининграде, Владивостоке, Кемерово и Севастополе. Всего в четырех городах возводится 45 культурных объектов общей площадью более 600 тыс. кв. м. Они создаются по поручению главы государства и, уверен, станут украшением наших городов. Это сложные сооружения с современными архитектурными решениями.

В регионах сейчас компания принимает участие в создании филиалов Большого и Мариинского театров, Третьяковской галереи и Эрмитажа, а также ведущих культурных учебных заведений страны, например, Московской академии хореографии, Центральной музыкальной школы, Российского государственного института сценических искусств — с общеобразовательными школами, учебными театрами, интернатами, общежитиями и служебным жильем для артистов, преподавателей и сотрудников. В творческих вузах появится 1400 новых бюджетных мест.

В целом это важный проект и по масштабу, и по задачам. По нашим данным, нигде в мире доселе одновременно не строились культурно-образовательные комплексы подобного рода.